Herald SUrSHPU
The Herald of South-Ural state Humanities-Pedagogical University ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Impact factor RSCI: 0,312

BACK TO ISSUE CONTENT | HERALD OF CSPU 2020 № 3 (156) Pedagogical sciences
SHOW FULL TEXT (IN RUSSIAN)
SHOW IN eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.156.3.001
UDC: 378.147
BBC: 74.489.85
O. B. Adaeva ORCID
Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Russian Language and Methods of Russian Language Teaching, South-Ural state Humanities-Pedagogical University
E-mail: Send an e-mail
THE DIRECTIONS OF WORK WITH ARTISTIC TEXT IN THE COURSE OF THE RUSSIAN LANGUAGE PRACTICAL WORK
Abstracts

Введение . Статья посвящена работе с художественным текстом в университетском курсе «Практические занятия по русскому языку», в котором мы можем не только решать специальные задачи по повторению, систематизации и углублению школьных знаний о нормах орфографии и пунктуации, но и задачи обучения, поскольку текст рассматривается как единица языка, речи и культуры и средство достижения развивающей речевой среды

Материалы и методы . Основными методами исследования явились анализ методической литературы по использованию текстов при обучении русскому языку, обобщение собственного опыта работы, наблюдение за речевым поведением студентов и анализ их письменных работ.

Полученные результаты. Определено, что художественный текст по курсу «Практические занятия по русскому языку» может быть использован для формирования смысловых навыков чтения; как модель для обогащения грамматической структуры речи учащихся и создания собственных связных высказываний; на расширение культурного фонда.

Обсуждение. Подчеркивается, что выбор текстов и заданий к ним для обучения орфографии должен определяться задачами интеллектуального, речевого и творческого развития учащихся.

Вывод. Сделан вывод, что использование художественного текста при повторении орфографии и пунктуации создает развивающую речевую среду и повышает эффективность работы.

Keywords

Обучение правописанию; Художественный текст; Общеобразовательные задания; Семантическое чтение; Грамматический строй речи; Развитие связной речи; Культурный фонд студентов

Highlights

Определены основные направления работы с художественным текстом при обобщающем повторении орфографии и пунктуации в высшем образовании;

Именные приемы работы с художественным текстом;

Предлагается система упражнений, способствующих развитию связной речи студентов.

REFERENCES

1.  Ivanova V.F. & Osipov B.I.(1995), Hrestomatiya po metodike russkogo yazyka: prepodavanie orfografii i punktuacii v obshcheobrazovatel'nyh uchebnyh zavedeniyah (posobie dlya uchitelya) [Russian language textbook: teaching spelling and punctuation in General education institutions (manual for teachers)]. Izdatel`stvo “Prosveshhenie”, Moscow, 352 p. (In Russian).

2. Gal'perin I.R. (1981), Tekst kak ob"ekt lingvisticheskogo issledovaniya [Text as an object of linguistic research]. Izdatel'stvo “Nauka”, Moscow, 140 p. (In Russian).

3. Valgina N.S. (2003), Teoriya teksta [The theory of the text]. Izdatel'stvo “Logos”, Moscow, 280 p. (In Russian).

4. Stepanova L.S. (2005), Sistema raboty s tekstom na urokah russkogo yazyka i literatury (uchebno-metodicheskoe posobie dlya uchitelej i studentov pedvuzov) [System of working with text in Russian language and literature lessons (A teaching aid for teachers and students of pedagogical universities)]. Izdatel'stvo “Verbum-M”, Moscow, 319 p. (In Russian).

5. Ippolitova N.A. (1992), Tekst v sisteme izucheniya russkogo yazyka v shkole: materialy k speckursu [Text in the Russian language learning system at school: materials for a special course]. Izdatel'stvo “Nauka”, Moscow, 128 p. (In Russian).

6. Dejkina A.D. & YAnchenko V.D. (2011), Tendencii v otechestvennoj metodike prepodavaniya russkogo yazyka [Trends in Russian language teaching methods in Russia]. Russkij yazyk v shkole, 6, 3–7. (In Russian).

7. Bolotnova N.S. (2003), Hudozhestvennyj tekst kak edinica kul'tury i problema ego izucheniya [Artistic text as a cultural unit and the problem of its study]. Doklady i tezisy dokladov uchastnikov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 100-letiyu so dnya rozhdeniya akademika A. V. Tekucheva “Kul'turovedcheskij podhod: ego realizaciya v shkol'nom i vuzovskom kursah russkogo yazyka”, 11–12 marta 2003 g. [Reports and abstracts of participants of the all-Russian scientific and practical conference dedicated to the 100th anniversary of the birth of academician A.V. tekuchev “Cultural approach: its implementation in school and University courses of the Russian language”, march 11-12, 2003]. Izdatel`stvo Moskovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, Moscow, pp. 57–64. (In Russian).

8. Mishatina N.L. (2009), Metodika i tekhnologiya rechevogo razvitiya shkol'nikov : lingvokonceptocentricheskij podhod [Method and practice of speech development students : linguoconceptology approach]. Monografiya, Izdatel'stvo “Nauka, SAGA”, St. Petersburg, 264 p. (In Russian).

9. Ivanenko G.S. (2018), Opredelenie pozicii avtora: pyat' etapov kognitivnogo processa dekodirovki informacii [Determining the Author's Position: Five Stages of the Cognitive Process of Information Decoding]. Filologicheskij klass, 4, 117–123. (WoS). (In Russian).

10. Terent'eva N.P. & Batalova E.V. (2019), Olimpiada po smyslovomu chteniyu kak resurs formirovaniya funkcional'noj gramotnosti [Olympiad in intensive reading as a resource of functional literacy formation]. Filologicheskij klass, 3 (57), 108–113. DOI 10.26170/FK19-03-15. (WoS). (In Russian).

11. Adaeva O.B. (2020), Informacionnaya zadacha kak priem formirovaniya chitatel'skoj gramotnosti na urokah russkogo yazyka [Information task as a method of forming reader literacy in Russian language lessons]. Sbornik nauchnyh statej IV Mezhdunarodnogo simpoziuma “Russkij yazyk v polikul'turnom mire”, 9–11 iyunya 2020 g. [Collection of scientific articles of the IV International Symposium “Russian language in the multicultural world”, june 9-11, 2020]. Izdatel'skij dom Kry`mskogo federal`nogo universiteta, Simferopol', 2, 22–27. (In Russian).

12.  Scientific Direction Granik G.G., Responsible Edr Borisenko N.A. (2018), Kak uchit' russkomu yazyku i literature sovremennyh shkol'nikov? Shkol'nyj uchebnik segodnya. [How to teach Russian language and literature to modern schoolchildren? School textbook today]. Kollektivnaya monografiya Izdatel`stvo “Nestor-Istoriya”, Moscow, St. Petersburg, 320 p. (In Russian).

13. Mironova A.A. & Vyhrystyuk M.S. (2019), Effektivnost' lingvisticheskih proektov v formirovanii professional'noj kompetencii budushchego uchitelya [The effeciveness of linguistic projects in a fututre teacher’s professional competence formation]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 7, 161–176. DOI: 10.25588/CSPU.2019.153.7.009. (In Russian).

14. Shenderova A. (2005), Lyubov' Andreevna Ranevskaya kak zhenshchina Serebryanogo veka. Alla Demidova v spektakle Anatoliya Efrosa [Lyubov Andreyevna Ranevskaya as a woman of the Silver age. Alla Demidova in the play by Anatoly Efros]. PRO SCENIUM. Voprosy teatra [PRO SCENE. Theater questions]. Izdatel'stvo URSS, Moscow, pp. 325–340. (In Russian).

15. Shanskij N.M. (2002), Lingvisticheskie detektivy [Linguistic detectives]. Izdatel'stvo “Drofa”, Moscow, 528 p. (In Russian).