Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 7 (153) Педагогические науки
Показать полный текст
DOI: 10.25588/CSPU.2019.153.7.011
УДК: 378.937: 373.01
ББК: 74.480.26: 74.200.3
Л. Н. Павлова ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
КОНЦЕПТ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ» В АСПЕКТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
Аннотация

Введение. В статье представлено теоретическое основание исследования профессиональной компетентности педагога. За единицу  изучения определен концепт «педагогическое управление ученическим коллективом», что на научно-методическом уровне позволяет определить методы изучения данной проблемы.

Материалы и методы. Заявленная тема требует рассмотрения с позиции теоретического знания, поэтому основным методам изучения концепта является метод «идеализации», т. е. описание педагогического управления ученическим коллективом с точки зрения идеализированной профессиональной деятельности педагога. В данном случаи позволительно использовать логические средства рассуждений.

Результаты. Результатом исследовательской деятельности автора  работы является теоретическое описание концепта «педагогическое управление ученическим коллективом», посредством которого характеризуется профессиональная управленческая компетентность педагога.

Обсуждение. В статье опубликованы взгляды ученых по предлагаемому  вопросу. Автор дал характеристику логико-семантической модели, теоретической модели и  модели качества педагогического управления ученическим коллективом. Конвергенция данных  концепций представлена в форме парадигмы педагогического управления ученическим коллективом.

Заключение. Концепт «педагогическое управление ученическим коллективом» рассматриваем как систему путей реализации профессиональной управленческой компетентности. В ходе исследования, изучив информационно-аналитические материалы общеобразовательных организаций г. Челябинска и Челябинской области, пришли  выводу, что в современной ситуации оценка профессиональной деятельности педагога представляется по системе «овладение профессиональными компетенциями – оценка по направлению профессиональной педагогической деятельности».

Следовательно, концепт «педагогическое управление ученическим коллективом» можем представить по формуле «овладение профессиональной педагогической управленческой компетентностью – оценка профессиональной управленческой компетентностью педагога».

Реализация управленческой компетентности педагога возможно путем сначала моделирования системы   «педагогическое управление ученическим коллективом» посредством конвергенции концепций,  определив основополагающие методологические подходы и меры осуществления профессиональной деятельности педагога, затем материализация управленческой функции. Рассогласование заданных действий приводит к необъективной оценке исполнения профессиональной деятельности педагога.

Ключевые слова

педагогическое управление; ученический коллектив; управленческая компетентность; профессиональная деятельность; модель управления

Основные положения

– определены концепции педагогического управления ученическим коллективом;

– представлена парадигма педагогического управления ученическим коллективом;

– практика применения парадигмы педагогического управления ученическим коллективом является реализация управленческой компетентности педагога.

Цитировать публикацию

Павлова, Л. Н.  КОНЦЕПТ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ» В АСПЕКТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА [Текст] / Л. Н. Павлова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  7 (153). — С. 196-214. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.153.7.011.

Библиографический список

1. Симонова А. А. Инновационно ориентированная подготовка к педагогическому менеджменту в непрерывном профессиональном образовании : монография. М. : ИНФРА-М, 2016. – 133 c.

2. Гущина С. С. Особенности компетентностного подхода в профессиональном образовании // Концепт : научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 15. С. 2246–2250. URL: http://e-koncept.ru/2016/96370.htm. (дата обращения 13.12.2019).

3. Корзникова Г. Г. Менеджмент в образовании. М. : ИНФРА-М, 2018. – 352 c.

4. Шишарина Н. Инновационный менеджмент в современном образовании. М. : Palmarium Academic Publishing, 2018. – 208 c.

5. Беляев Ю. М. Инновационный менеджмент : учебник для бакалавров. М. : Дашков и К, 2016.‒ 220 c.

6. Балабанов В. С., Дудин М. Н. Инновационный менеджмент.  М. : Элит, 2014. ‒ 282 c.

7. Гамидуллаева Л. А. Теоретико-методологические основы управления и прогнозирования развития инновационной системы региона : дис. … доктора экономических наук: 08.00.05 ; ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». Пенза, 2019. – 839 с.

8. Кудрявцева Е. И. Управленческий потенциал: функции против институций : монография. СПб : Социально-гуманитарное знание, 2015. – 196 с.

9. Макарова Л. П. Аттестация. Комплексная оценка деятельности педагога: организационные формы, управленческие механизмы. М. : Учитель, 2014. ‒ 175 c.

10. Орлов А. А. Стратегия развития педагогического образования: ценности и смыслы // Педагогика. 2016. № 6. С. 118‒124.

11. Фастова Е. И. Инновационные педагогические технологии. Кейс успешного педагога. М. : Учитель, 2016. – 813 с.

12. Шастина А. Е. Развитие организационно-управленческих компетенций в процессе повышения квалификации инженерно-технических кадров : дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 ; ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет». Казань, 2014. ‒ 147 с.