Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 7 (153) Педагогические науки
Показать полный текст
DOI: 10.25588/CSPU.2019.153.7.008
УДК: 373.1
ББК: 74.267
Е. И. Лаптева ORCID
Учитель немецкого языка, ЧОУ «Немецкая гимназия «Петершуле», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Елена Борисовна Быстрай ORCID
Профессор, ЮУрГГПУ, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
МЕТАПРЕДМЕТНО-ВЕКТОРНЫЙ ХАРАКТЕР ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-КОМПЕНСАТОРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация

Введение. В данной статье анализируется роль метапредметно-векторного характера процесса обучения в ходе формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся основной школы. Целью статьи является раскрытие сущности данного явления в рамках реализации лингва-этнокультурного курса «Есть контакт» и проведение диагностики уровня сформированности вышеназванной компетенции после его внедрения в образовательный процесс.


Материалы и методы. Основными методами исследования являются теоретический анализ научной литературы, посвященной исследуемой проблеме в трудах отечественных и зарубежных ученых; эмпирические (беседа, анкетирование, тестирование), интерпретационные (количественного и качественного анализа, математической обработки результатов диагностики).

Результаты. Метапредметно-векторный характер процесса обучения с целью формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся основной школы имел следующие характерные особенности: гибкость использования приобретенных знаний; стимулирование мотивации к реализации межкультурного диалога; применение компенсаторных умений через оперирование знаниями из смежных предметов (истории, музыки, литературы, географии и др.); раскрытие творческого потенциала; повышение коммуникативной толерантности.

Обсуждение. Использование опросного листа для обучающихся «Достижение метапредметных образовательных результатов» Н. А. Чулановой, тестирования «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского, а также тестового блока вопросов «Использование метапредметных знаний на уроке иностранного языка» позволило констатировать факт повышения уровня сформированности коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся после внедрения лингва-этнокультурного курса «Есть контакт», направленного на реализацию метапредметно-векторного характера процесса обучения.

Заключение. Актуальность исследуемой проблемы детерминировала разработку и апробацию лингва-этнокультурного курса «Есть контакт», который обеспечил положительную динамику формирования рассматриваемой компетенции.

Ключевые слова

коммуникативно-компенсаторная компетенция; метапредметно-векторный характер; процесс обучения; лингва-этнокультурный курс «Есть контакт»

Основные положения

- проблема формирования коммуникативно-компенса-торной компетенции является актуальной для современной школы;

- разработан и апробирован лингва-этнокультурный курс «Есть контакт», имеющий метапредметно-векторный характер процесса обучения;

- проведенная после внедрения лингва-этнокультурного курса «Есть контакт» диагностика уровня сформированности коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся продемонстрировала положительную динамику развития данной компетенции.

Цитировать публикацию

Лаптева, Е. И.  МЕТАПРЕДМЕТНО-ВЕКТОРНЫЙ ХАРАКТЕР ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-КОМПЕНСАТОРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ [Текст] / Е. И. Лаптева, Елена Борисовна Быстрай, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  7 (153). — С. 142-160. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.153.7.008.

Библиографический список

1. Колесина К. Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе : автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 ; Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2009. –  35 с.

2. Громыко Н. В., Половкова М. В. Метапредметный подход как ядро российского образования // Всероссийский конкурс «Учитель года России-2009» : установочный семинар для участников, 4‒9 июля 2009 г, Москва. Москва, 2009. – 5 с.

3. Брагина Н. Г. Межкультурное общение: путь к пониманию «Другого» // Человек. Сознание. Коммуникация. Интернет. Варшава, 2008. С. 45–56.

4. Ушанова И. А. Глобализация и мультикультурализм : пути развития // Вестник Новгородского государственного университета. 2004. № 27. С. 61–65.

5. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. Москва : Просвещение. 1991. С. 184–196.

6. Языкова Н. В., Коренева М. Р. Методика формирования компенсаторных умений говорения в общеобразовательной школе // Иностранные языки в школе. 2013. № 9. С. 26‒32.

7. Дашинорбоев В. Д., Матвеева Д. Г., Добчинова В. В. О проб-леме межъязыковой и межкультурной коммуникации в различных видах деятельности // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2008. № 10. С. 32–35.

8. Загвязинский В. И. Образовательная стратегия и образовательная политика // Образование и наука. 2005. № 2. С. 3–8.

9. Зайцева A. B. К вопросу о социокультурном подходе в обучении иностранным языкам // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2007. № 7. C. 208–210.

10. Громыко Н. В. Как сценировать и проводить учебное «метапредметное» занятие : выступление на установочном семинаре перед победителями региональных конкурсов в рамках общероссийского конкурса «УчительГода», 20 августа 2010 г. Москва : Научно-исследовательский институт инновационных стратегий развития общего образования, 2010. URL: https://shiffersinstitute. com/

howdramatize/ (дата обращения: 15.12.2019).

11. Хорошенкова А. В., Болотова Е. Ю. Интеграция как принцип формирования метапредметных умений учащихся в обучении истории // Известия ВГПУ. 2018. № 8 (131). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-kak-printsip-formirovaniya-

metapredmetnyh-umeniy-uchaschihsya-v-obuchenii-istorii (дата обращения: 28.07.2019).

12. Шарапова Н. С. Социально-культурные условия формиро-вания гуманистических ценностных ориентаций у молодёжи средст-вами игровых технологий : дис. … канд. пед. наук: 13.00.05. ; ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет». Тамбов, 2015. – 255 с.

13. Галкина А.В. Овладение лингвистической креативностью в контексте овладения иностранным языком // Вестник Тамбовского университета. 2011. Т. 102. № 10.– С. 158–164. (Серия «Гуманитарные науки»).

14. Горковенко А. Е., Ерофеева И. В., Петухов С. В. Языковая картина мира и творческая личность в условиях трансграничья // Трансграничье в изменяющемся мире. 2010. № 1. С. 16–24.

15. Корниенко Е. Р. Иноязычный текст и коммуникативное общение в условиях диалога культур // Вестник Московского государственного областного университета. 2010. № 3. С. 102–104. (Серия «Лингвистика»).

16. Семенова Ю. Л. Диалог культур в билингвальном образовании как ресурс формирования коммуникативной компетенции учащихся // Образование и наука. 2011. № 6. С. 90‒99.

17. Хуторской A. B. Метапредметный подход в обучении : научно-методическое пособие. М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 73 с. ISBN 978-5-904329-18-1

18. Модульное обучение в процессе подготовки магистрантов к межкультурному взаимодействию / Е.А. Бароненко [и др.] // Вестник ЧГПУ. 2016. № 9. С. 18‒24.