Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 7 (153) Педагогические науки
Показать полный текст
DOI: 10.25588/CSPU.2019.153.7.002
УДК: 78.937:42/49(07)
ББК: 74.480.26:81.2-9
О. Ю. Афанасьева ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой английской филологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
М. Г. Федотова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики обучения английскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ю. Г. Радюк ORCID
Аспирант кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, учитель английского языка, гимназия № 1, г. Челябинск, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация

Введение .В статье проблемы поликультурной подготовки учителей, состоящей в специфическом поведении студентов, педагогов и других участников образовательного процесса на основе позитивного восприятия куль-турного сообщества, взаимного уважения, гуманизма, равноправия, что позволяет обеспечить эффективную коммуникацию в условиях поликультурного пространства современного социума.

Цель данной статьи в теоретическом обосновании методической системы формирования поликультурной компетенции центральной звена поликультурной подготовки будущих учителей.

Материалы и методы . Основными методами исследования выступают анализ нормативных документов, научной литературы, посвященной проблеме поликультурного образования, обобщение передового педагогического опыта и опыта работы авторов в данной области, эмпирические (наблюдение, тестирование) и интерпретативные методы (качественный анализ результатов, математическая обработка данных). Материалом исследования являются данные, полученные в процессе реализации дисциплины «Основы межкультурной коммуникации», вход в образовательную программу подготовки по направлению бакалавров 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

Результаты. Исходя из структуры и структуры поликультурной компетенции определена и описана методическая система ее формирования, которая включает цель, содержание этапов, задания, контроля, сформированности формы.

Обсуждение. Состоит в обосновании роли формирования поликультурной компетенции в подготовке будущих учителей к поликультурной коммуникации в рамках дисциплин «Основы межкультурной коммуникации» и в аналитической разработке системы по ее формированию.

Заключение. Делается вывод о том, что разработанная методическая система по формированию поликультурной компетенции вносит существенный вклад в поликультурную подготовку будущих учителей за счет: а) интеграции в ее содержание поликультурного контента и языкового компонента; б) проектирование установок, разработка инициатив и их реализации в образовательном процессе; в) выбора адекватных стратегий иноязычного общения в ходе поликультурного общения.

Ключевые слова

поликультурная подготовка; поликультурная компетенция; формирование поликультурной компетенции; методическая система

Основные положения

- проведен анализ теоретических основ поликультурной подготовки будущего учителя иностранного языка и формирования поликультурной компетенции;

- Аналитическая система формирования поликультурной компетенции в рамках курса «Основы межкультурной коммуникации»;

- Развития сформированности поликультурной компетенции студентов по результатам обучения «Основы межкультурной коммуникации».

Цитировать публикацию

Афанасьева, О. Ю.  МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА [Текст] / О. Ю. Афанасьева, М. Г. Федотова, Ю. Г. Радюк, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  7 (153). — С. 24-42. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.153.7.002.

Библиографический список

1. Реализация государственной национальной политики : государственная программа Российской Федерации : утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1532. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) : приказ Минобрнауки Рос. Федерации от 22 февраля.2018 г. № 125 с приложением : зарег. в Минюсте Рос. Федерации 15 марта 2018 г. № 50358. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Калимуллин А. М., Габдулхаков В. Ф. Поликультурная подготовка в контексте предметного и профессионального образования в вузе // Образование и саморазвитие. 2014. № 3 (41). С. 3-11.

4. Осипова Л. В. Поликультурная подготовка педагога ¾ актуальная проблема современной школы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета.  2019. № 9 (142). С. 45–50.

5. Бессарабова И. С. Поликультурная подготовка педагогов в России и США // Фундаментальные исследования. 2008. № 7. С. 70–72.

6. Елизарова Г. В. Культура повседневности: общение // Вестник Герценовского университета. 2011. № 7 (93). С. 53–59.

7. Сафонова В. В. Актуальные социокультурные проблемы ме-тодического проектирования учебной литературы для изучения русского языка как иностранного // Вестник Нижегородского лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2018. № 41. С. 214–226.

8. Конопацкая Е. А. Технологии формирования общекультурных компетенций студентов ¾ будущих учителей иностранного языка в процессе профессиональной подготовки в поликультурном образовательном пространстве вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 7. С. 70–76.

9. Lorin W. Anderson, David R. Krathwohl, Peter W. Airasian, Kathleen A. Cruikshank, Richard E. Mayer, Paul R. Pintrich, James Raths & Merlin C. Wittrock (2000), A Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing: A Revision of Bloom's Taxonomy of Educational Objectives, Abridged Edition, Allyn & Bacon, Incorporated, Boston, 336 p.

10. Sysoyev P.V. & Zavyalov V.V. (2019), “Teaching English as a foreign language to law students based on content and language integrated learning approach”, Advances in Intelligent Systems and Computing, 907, 237–244.

11. Martin J. & Nakayama T. (2010), Intercultural Communication in Contexts. Fifth Edition, The McGraw-Hill Companies “Higher Education”, Boston and others, 560 p. ISBN: 978-0-07-338512-9.