Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 7 (153) Педагогические науки
Показать полный текст
DOI: 10.25588/CSPU.2019.153.7.007
УДК: 372.881.161.1
ББК: 74.489
И. Г. Казачук ORCID
Доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Л. П. Юздова ORCID
Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому и литературы, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПОНЯТИЕ «ВАЛЕНТНОСТЬ» КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИКИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
Аннотация

Введение. В статье рассматривается понятие «валентность» как в общетеоретическом плане, так и в практике обучения студентов русскому языку. В результате изучения валентности современного русского языка у студентов сформирована представление о валентности как об универсальной семантико-грамматической категории, реализующейся на разных языковых уровнях, отражающей связь между семантическими (потенциальными) и синтаксическими (реальными) актантами.

Материалы и методы. Материалом для публикации послужили учебные программы и учебники по современному русскому языку для вузов, лингвистические словари и энциклопедии. Основным методом исследования явился анализ научной и методической литературы.

Результаты.Формирование понятия «валентность» у студентов начинается в процессе изучения семантической структуры слова и фразеологизма в разделе «Семантика». Студентам дается представление о валентности с позиций двух семантических уровней: понятийного и языкового. Это позволяет говорить о валентности логической и семантической. Дальнейшее освоение понятия происходит на следующем уровне - морфолог: морфологическая валентность соответствует способности слова определенного класса или определенной части языка сочетаться с определенным языком. Следующий этап формирования понятия «валентность» реализуется при изучении синтаксиса, прежде всего в разделах «Словосочетание» и «Простое предложение». Таким образом,

Обсуждение.Понятие «валентность» имеет значение как в общетеоретическом плане, так и в практике обучения студентов русскому языку.Сначала понятие «валентность» использовалось в лингвистике применительно к глаголам для описания их семантико-синтаксических свойств. В современном периоде лингвистики понятие валентность употребляется по отношению к другим частям, используемым также к фонетическим, словообразовательным механизмам и к тексту в целом. Носителями валентности являются прежде всего, процессуальные единицы - глаголы и фразеологизмы. Под валентностью глагола понимается способность сочетаться с определенным кругом актантов. Валентность имеет отношение к разным уровням: семантическому (структура значения слова и фразеологизма), морфологическому (залог), синтаксическому (управление).

Заключение. В результате изучения валентности в разных разделах современного русского языка в системе у студентов должно сформироваться представление о ней как универсальной семантико-грамматической категории, реализующейся на разных языковых уровнях, отражающей связь между семантическими и синтаксическими актантами.

Ключевые слова

валентность, семантическая валентность, синтаксическая валентность, актант, сирконстант, глагол, фразеологизм, семантико-грамматическая категория

Основные положения

Дано определение и характеристика валентности как семантико-грамматической категории. Названы языковые уровни, изучая которые, студенты формируют представление о валентности. Определены этапы формирования понятия валентность у студента филологической специальности высшего учебного заведения.

Цитировать публикацию

Казачук, И. Г.  ПОНЯТИЕ «ВАЛЕНТНОСТЬ» КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИКИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ [Текст] / И. Г. Казачук, Л. П. Юздова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  7 (153). — С. 125-141. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.153.7.007.

Библиографический список

1. Лозинская Е. А. Валентность как основа коммуникативной характеристики глагола // Университетские чтения. Пятигорск : ПГУ, 2012. Ч. 4. URL: https://pgu.ru/editions/unreading/detail.php?SEC

TION_ID=2944&ELEMENT_ID=12139 (дата обращения: 05.12.2019).

2. Мухачёва И. В. Семантические валентности глагола расстегнуть и явление невыразимости валентностей // Rhema. Рема. № 1. 2019. С. 48‒64.

3. Соколова О. И. Атрибутивная валентность личных имен собственных : монография. Владимир : Владимирский филиал Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н. А. Добролюбова ; ООО Посад. 2004.  ‒ 121 с.

4. Годгильдиева М. М., Захаров В. П. Создание словаря валентностей русского языка на основе компьютерного словаря валентностей чешского языка verbalex // Компьютерная лингвистика и вычислительные онтологии : сборник научных статей XIX Объединенной конференции «Интернет и современное общество» IMS-2015, Санкт-Петербург, 22-24 июня 2016 г. Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, 2016. С. 14‒23.

5. Кацнельсон С. Д. О грамматической категории // Вестник ЛГУ. 1948. № 2. С. 114−134.

6. Кацнельсон С. Д. К понятию типов валентности // Вопросы языкознания. 1987. № 3. С. 20−32.

7. Твердохлеб О. Г. Партитив в субъектной сфере неизосемических конструкций: глаголы вертикального субъектно-объектного перемещения // Филологический аспект. 2016. № 9. С. 17‒23.

8. Хомякова Е. Г. Ценностные образования в концептуальном пространстве английского языка // Когнитивные исследования языка. 2018. № 33. С. 87‒92.

9. Асадов Р. М. Синтаксическая валентность на примере синтаксемного анализа трехвалентных элементов в позиции неядерного оппозитивного предицирующего компонента (NAP2) // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 9 (391). Вып. 102. С. 25–35. (Серия «Филологические науки»).

10. Казачук И. Г., Николаева В. Л. Валентность и управление процессуальных фразеологизмов с семантикой притеснения // Академическая наука — проблемы и достижения (Academic Science — Problems and Achievements) : материалы X международной научно-практической конференции, 24‒25 октября 2016 г., Норт-Чарлстон, США : в 2-х томах. Научно-издательский центр «Академический»: Издательство “CreateSpace”, 2016. С. 105‒108.