Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 7 (153) Педагогические науки
Показать полный текст
DOI: 10.25588/CSPU.2019.153.7.013
УДК: 37.012.7
ББК: 74.48
А. В. Свиридова ORCID
Доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. Ю. Никитина ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Л. П. Юздова ORCID
Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому и литературы, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ТРАЕКТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БИЛИНГВАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Аннотация

Введение. В статье анализируются вопросы, касающиеся путей и условий формирования билингвизма у студентов, обучающихся на факультетах педагогической направленности; обосновывается актуальность данных рассуждений; анализируются компетенции, должны стать результатом обучения студентов-выпускников педагогических факультетов. Представлен ряд услуг психолингвистической науки, имеющий цель оптимизировать процесс усвоения иностранного языка и структурирования коммуникативно-речевого поведения будущих педагогов средств неродного языка, которые характеризуются как инструмент освоения и осуществления межкультурной коммуникации, в том обучающей, воспитательной и регулятивной.

Материалы и методы. Материалом для анализа послужили учебные программы таких дисциплин, как «Русский язык и культура речи», «Иностранный язык», «Педагогическая риторика», «Речевые практики», «Русский язык в профессиональной коммуникации», «Деловой английский язык», «Основы делового общения» , которые формируют универсальные компетенции, отвечающие за разные виды вербальной коммуникации. Федеральный государственный образовательный стандарт. Анализ научной и методической литературы, описательный и дистрибутивный методы, применяемые при написании данной статьи, являются основным инструментом анализа.

Результаты. Выявлены аспекты усвоения неродного языка, формирования коммуникативно-речевого поведения на неродном языке; сформированность билингвальных умений «поддерживает» усвоение и реализацию в педагогической работе таких компетенций, как осуществление социального взаимодействия и реализация своей роли в команде, деловой коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке РФ и иностранном языке, использование различных видов и форм устной и письменной коммуникации на русском, родном и иностранном языках.

Обсуждение. Формирование билингвальных умений у обучающихся в педагогических вузах должно ориентироваться на цели использования их в профессиональной деятельности; в связи с этим среди разноаспектных классификаций билингвизма необходимо избрать тот его вид, овладение которым будет достаточно, чтобы осуществлять профессиональную коммуникацию определенного уровня с определенным адресатом. От высшей школы требуется дифференцированный подход к определению путей и способов формирования билингвизма у студентов всех профилей, так как в рабочем процессе далеко не каждому может понадобиться свободное или относительно свободное владение иностранным языком. Немаловажным фактором формирования билингвальных умений является мотивация студента: выпускники планируют свою педагогическую деятельность либо в сфере преподавания учебных дисциплин и создании программ, менеджмента образования, либо в области воспитания и социальной работы, тьютерства, организации внеурочных мероприятий, группового общения, межкультурного взаимодействия.

Заключение. Актуальность задач формирования билингвальных умений у выпускников педагогических вузов определяется социально-культурной и экономической ситуацией: возможностью преподавания в иноязычных школах, расширением ареала детей-билингвов, необходимостью ведения научной работы и созданием публикаций на иностранном языке, а также правом повысить свою квалификацию в образовательных учреждениях за рубежом. Требования современной школы и профессионального образования лежат в областях межкультурной коммуникации, организации учебных действий и внеурочной деятельности с детьми-билингвами, установлении деловой коммуникации в педагогической деятельности, усвоении иной культуры, аккультурации, реализации интегративных процессов в образовании, руководства проектами, темы которых связаны с освоением неродного языка. Следовательно, у обучающихся на факультетах педагогического направления необходимо вести работу по формированию билингвальных умений, соответствующих требованиям современной образовательной парадигмы.

Ключевые слова

билингвальные умения; билингвизм; концепт; лингвокультурология; язык-посредник; профессионально-личностные качества педагога; коммуникативно-речевое поведение

Основные положения

- при формировании билингвальных умений у студентов педагогов должно быть выявление уровня их знаний, умений и навыков в области речевой деятельности на иностранном языке; в качестве этапа подготовки программ обязательного выявления мотивации иностранного языка тем иным студентом; важно определить, какое содержание вкладывается в понятие билингвальные умения, формирование билингвизма;

- в основу понятия билингвальных умений быть заложено знание классификации билингвизма, определение уровня билингвизма, в котором заинтересован выпускник; в идеале обучение иностранному языку имеет цель формирования продуктивного билингвизма, но в реальности в лучшем случае по окончании курса иностранного языка студенты овладевают перцептивным билингвизмом;

-  при формировании билингвальных умений у студентов-педагогов должна быть выявлена ​​область применения этих умений в профессионально-педагогической деятельности; в настоящее время отличается устойчивостью тенденция развития билингвальных начальных школ, педагогический состав которых может преподавать какую-либо дисциплину на иностранном языке;

- в качестве условия эффективного формирования какого-либо типа билингвизма у студентов педагогического направления необходимо создать мотивационный фон освоения иностранного языка;

- немаловажным фактором, влияющим на изучение иностранного языка, считаются личностные качества студента: психика восприятия иностранного языка, при этом решающими становятся особенности восприятия устных и письменных знаков, характер памяти, скоростьзапоминания, свойства восприятия, визуалом, аудиалом, или синестетиком является обучающийся;

- в настоящее время существуют педагогические, методические и технические возможности, чтобы разработать оптимальную траекторию освоения иностранного языка как группу студентов, так и одним обучающимся в соответствии с их мотивацией, профессиональной направленностью, безопасностью уже билингвальных умений и личностными качествами;

- активный подход, активизация различных видов речевой деятельности: слушания, чтения, говорения, интерпретации.

Цитировать публикацию

Свиридова, А. В.  ТРАЕКТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БИЛИНГВАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ [Текст] / А. В. Свиридова, Е. Ю. Никитина, Л. П. Юздова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  7 (153). — С. 236-258. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.153.7.013.

Библиографический список

1. Маслова В. А. Лингвокультурология : учебное пособие. М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 208 с.

2. Болдырев И. Н. Антропоцентрическая сущность языка в его функциях, единицах и категориях // Вопросы когнитивной лингвистики. 2015. № 1 (042). С. 5-12.

3. Абросимова Л. С., Сагайдачная Е. Н. Эмоциональное обучение как фактор активизации познавательной деятельности // Когнитивные исследования языка. Выпуск 37 : Интегративные процессы в когнитивной лингвистике : материалы международного конгресса по когнитивной лингвистике 16-18 мая 2019 г. Нижний Новгород : Изд-во «ДЕКОМ», 2019. С. 27-31.

4. Никитина Е. Ю., Гиниятуллина Э. Х. Формирование поликультурных умений детей старшего дошкольного возраста средст-вами иностранного языка: монография. М. : Издательство «Перо», 2017. – 178 с.

5. Шишкина К. И., Жукова М. В., Фролова Е. В. Социально-психологические аспекты сопровождения образования: учебно-методическое пособие. Челябинск : Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет ; Научный центр РАО, 2019. – 210 с.

6. Balandina I.D., Moskvitina T.N., Yuzdova L.P. & Nikitina Ye.Yu. (2019), “Mastering toponyms by Students-Foreigners while studying a Language (On the material of the Russian and English Languages)”. VI International Multidisciplinary Scientific Conference “Social Sciences & Arts SGEM 2019” (Ancient Science. Archaeology, history, philosophy, language and linguistics, health policy and services), Vienna, Austria, April 11-14, vol. 6, no. 2.1, pp. 221–228. (Scopus).

7. Ефременко Л. В. Изучение билингвизма на современном этапе и особенности детского билингвизма // Вестник Кост-ромского государственного университета. 2018. Т. 24. № 3. С. 178-180. (Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика»).