Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 4 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.34.75.015
УДК: 374
ББК: 74.4
О. А. Суйкова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, начальник Центра сравнительной педагогики и инноваций, Челябинский институт развития профессионального образования, г. Челябинск, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н. Н. Тулькибаева ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
«АКМЕ-СТРАТЕГИЯ» ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ КАК АСПЕКТ ТЕХНОЛОГИИ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Аннотация

Введение. В статье рассматривается аспект развития акмеологического сознания профессионала, и в этой связи раскрываются условия эффективной творческой деятельности по формированию «акме-стратегии», описывается многокомпонентный состав личности субъекта саморазвития, обозначается роль акмеологической позиции, которая предполагает интеграцию не только преобразующих, но и развивающих моделей и технологий саморазвития, выделены детерминанты и особенности технологии указанного процесса. Цель статьи ориентировать читателя на более глубокое осмысление сущности стратегии саморазвития с использованием принципов «акме».

Материалы и методы. Основным методом исследования является анализ научной литературы по проблемам структуры личности, саморазвития личности, акмеологической культуры личности, формирования профессиональной «акме-стратегии», технологических аспектов формирования стратегий развития. Применялся также метод моделирования психолого-педагогических процессов и явлений.

Результаты. С учетом основных положений акмеологического подхода представлена сущность личности как субъекта саморазвития; выделены основные компоненты многомерной модели личности для проектирования «акме-стратегии» профессионального саморазвития.

Обсуждение. Подчеркивается, что «акме-стратегия» профессионального саморазвития педагога осуществляется на основе разработанной многомерной модели сущности личности и проектируемой технологии.

Заключение. Делается вывод о том, что исследование представленных компонентов саморазвития личности, их подробное описание (содержание, функции, способы актуализации и пр.) даст полную характеристику многомерности «акме-стратегии» и позволит сформулировать основные закономерности и принципы, составляющие ядро креативно-акмеологической концепции развития профессионализма личности педагога.

Ключевые слова

профессиональное саморазвитие, акмеология, «акме-стратегия», акмеологическая культура личности, многомерность личности, саморазвитие, субъект саморазвития, технология саморазвития личности

Основные положения

– определены социальные мотивы человека на пути к вершинам «акме»;

– разработана многомерная модель сущности человека, наполненная содержанием компонентов, потенциал которых определит качество «акме-стратегии» профессионального саморазвития;

– представлены детерминанты профессионального саморазвития личности и их зависимость от воли субъекта саморазвития.

Цитировать публикацию

Суйкова, О. А.  «АКМЕ-СТРАТЕГИЯ» ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ КАК АСПЕКТ ТЕХНОЛОГИИ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ [Текст] / О. А. Суйкова, Н. Н. Тулькибаева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  4. — С. 231-249. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.34.75.015.

Библиографический список

1. Петрова А. С. Механизмы развития нравственного сознания личности // Вестник Орловского государственного университета. 2011. № 2. С. 118–119. (Серия «Новые гуманитарные исследования»).

2. Дубасенюк А. А. Акмеологическая концепция личностного и профессионального развития педагога // Карельский научный журнал. 2013. № 3. С. 126–128.

3. Карпов А. В. Метасистемная организация индивидуальных качеств личности : монография. Ярославль : Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2018. – 744 с. (Scopus).

4. Тюрин К. Г. Акмеологические способности в структуре личности экспертов // Акмеология. 2015. № 3. С. 226–227.

5. Джига Н. Д. Акме-психология созидания продуктивного субъекта образования: монография / под ред. Н. П. Фетискина. Гродно : ГрГУ. 2015. – 431 с.

6. Перикова Е. И., Бызова В. М. Метакогнитивные стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций при разных уровнях самоорганизации деятельности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 5. С. 41–56. DOI 10.15293/2226-3365.1805.03 (Scopus).