Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье рассматривается аспект развития акмеологического сознания профессионала, и в этой связи раскрываются условия эффективной творческой деятельности по формированию «акме-стратегии», описывается многокомпонентный состав личности субъекта саморазвития, обозначается роль акмеологической позиции, которая предполагает интеграцию не только преобразующих, но и развивающих моделей и технологий саморазвития, выделены детерминанты и особенности технологии указанного процесса. Цель статьи ориентировать читателя на более глубокое осмысление сущности стратегии саморазвития с использованием принципов «акме».
Материалы и методы. Основным методом исследования является анализ научной литературы по проблемам структуры личности, саморазвития личности, акмеологической культуры личности, формирования профессиональной «акме-стратегии», технологических аспектов формирования стратегий развития. Применялся также метод моделирования психолого-педагогических процессов и явлений.
Результаты. С учетом основных положений акмеологического подхода представлена сущность личности как субъекта саморазвития; выделены основные компоненты многомерной модели личности для проектирования «акме-стратегии» профессионального саморазвития.
Обсуждение. Подчеркивается, что «акме-стратегия» профессионального саморазвития педагога осуществляется на основе разработанной многомерной модели сущности личности и проектируемой технологии.
Заключение. Делается вывод о том, что исследование представленных компонентов саморазвития личности, их подробное описание (содержание, функции, способы актуализации и пр.) даст полную характеристику многомерности «акме-стратегии» и позволит сформулировать основные закономерности и принципы, составляющие ядро креативно-акмеологической концепции развития профессионализма личности педагога.
профессиональное саморазвитие, акмеология, «акме-стратегия», акмеологическая культура личности, многомерность личности, саморазвитие, субъект саморазвития, технология саморазвития личности
– определены социальные мотивы человека на пути к вершинам «акме»;
– разработана многомерная модель сущности человека, наполненная содержанием компонентов, потенциал которых определит качество «акме-стратегии» профессионального саморазвития;
– представлены детерминанты профессионального саморазвития личности и их зависимость от воли субъекта саморазвития.
Суйкова, О. А. «АКМЕ-СТРАТЕГИЯ» ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ КАК АСПЕКТ ТЕХНОЛОГИИ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ [Текст] / О. А. Суйкова, Н. Н. Тулькибаева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2019. — № 4. — С. 231-249. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.34.75.015.
1. Петрова А. С. Механизмы развития нравственного сознания личности // Вестник Орловского государственного университета. 2011. № 2. С. 118–119. (Серия «Новые гуманитарные исследования»).
2. Дубасенюк А. А. Акмеологическая концепция личностного и профессионального развития педагога // Карельский научный журнал. 2013. № 3. С. 126–128.
3. Карпов А. В. Метасистемная организация индивидуальных качеств личности : монография. Ярославль : Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2018. – 744 с. (Scopus).
4. Тюрин К. Г. Акмеологические способности в структуре личности экспертов // Акмеология. 2015. № 3. С. 226–227.
5. Джига Н. Д. Акме-психология созидания продуктивного субъекта образования: монография / под ред. Н. П. Фетискина. Гродно : ГрГУ. 2015. – 431 с.
6. Перикова Е. И., Бызова В. М. Метакогнитивные стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций при разных уровнях самоорганизации деятельности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 5. С. 41–56. DOI 10.15293/2226-3365.1805.03 (Scopus).