Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 4 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.67.65.007
УДК: 378.14
ББК: 74.489
С. В. Крайнева ORCID
Кандидат биологических наук, доцент кафедры информационных, математических и естественнонаучных дисциплин, Южно-Уральский институт управления и экономики
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
О. Р. Шефер ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, Профессор кафедры физики и методики обучения физике, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Т. Н. Лебедева ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике», ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ОБУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНАМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА
Аннотация

Введение. В статье обосновывается актуальность развития компетенций бакалавров на предметах естественнонаучного цикла средствами системно-деятельностного подхода и технологий активных методов обучения.

Материалы и методы. Повышение качества образования, создание комфортных условий обучения с активным взаимодействием всех участников образовательного процесса на основе практико-ориентированных заданий влияет на формирование у бакалавров готовности к осваиваемой профессиональной деятельности и социальной значимости своей будущей профессии.

Результаты. В статье приводится описание динамики изменения количества обучающихся, выполняющих практико-ориентированные задачи в условиях системно-деятельностного подхода и использования активных методов обучения.

Обсуждение. На основе разработанного теоретического обоснования использования современных технологий и активных методов обучения для развития компетенций студентов в обучении дисциплинам естественнонаучного цикла нами были разработаны средства реализации системно-деятельностного подхода и технологий активных методов обучения, апробированные нами на базе ОУ ВО «Южно-Уральского института управления и экономики».

Заключение. Описываются полученные результаты проведения опытно экспериментальной работы на базе ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики» при введении практико-ориентированных заданий в рамках дисциплин естественнонаучного цикла и делается общий вывод о важности использования системно-деятельностного подхода и активных методов обучения.

Ключевые слова

компетенция, системно-деятельностный подход, самостоятельность, активное обучение, интерактивное обучение

Основные положения

– в контексте реализации системно-деятельностного подхода в обучении естественнонаучным дисциплинам студент бакалавриата является активным субъектом полифункциональной деятельности, способным быстро ориентироваться в стремительном потоке информации, познавать мир, познавать и развивать личностные качества самого себя, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности;

– профессиональная подготовка студента эффективно строится на основе реализации основных видов деятельности (репродуктивной, продуктивной, творческой) и использования активных методов обучения при решении практико-ориентированных задач.

Цитировать публикацию

Крайнева, С. В.  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ОБУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНАМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА [Текст] / С. В. Крайнева, О. Р. Шефер, Т. Н. Лебедева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  4. — С. 102-116. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.67.65.007.

Библиографический список

1. Галашкина Ю. М. Теоретический аспект компетентности. Виды компетенции. Формирование компетенции как фактора конкурентоспособности работника [Электронный ресурс] // Вопросы экономики и управления. 2016. № 5. С. 138–142. URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1525/ (дата обращения: 01.05.2019).

2. Электронная модель количественной оценки уровня сформированности компетенций бакалавров педагогического образования / Н. В. Лапикова [и др.] : монография. Челябинск : Изд-во Край Ра, 2016. 216 с.

3. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Психология развития ребенка. М : Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. 512 с.

4. Гальперин П. Я. Идеи Л. С. Выготского и задачи психологии сегодня // Психология как объективная наука: избранные психологические труды / ред. А. И. Подольский. М. : Институт практической психологии; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 1998. С. 351–357.

5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М. : Педагогика, 1986. 240 с.

6. Леонтьев Д. А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Начальная школа: плюс-минус. 2001. № 1. С. 3–6.

7. Эльконин Б. Д. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989. – 560 с.

8. Колмогоров А. Н. Математика – наука и профессия : учебное пособие М. : Наука, 1988. – 288 с. (Серия «Библиотечка квант»).

9. Атанов Г. А. Деятельностный подход в обучении // Educational Technology and Society. 2001. № 4 (4). С. 48–55. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/deyatelnostnyy-podhod-v-obuchenii (дата обращения: 01.05.2019).

10. Арламов А. А. Деятельностный подход в социально-педагогическом исследовании профилактики девиаций: Автореф. дис. … д-ра пед. наук по специальности 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования. Краснодар, 2012. 41 с.

11. Ефимова Н. А. Актуальность внедрения системно-деятельностного подхода в современную систему образования // Гуманитарные и общественные науки: опыт, проблемы, перспективы. 2016. № 3. С. 45–48.

12. Папышев А. А. Теоретико-методологические основы обучения учащихся решению математических задач в контексте деятельностного подхода : дис. … д-ра. пед. наук. по специальности 13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания (математика). Саранск, 2012. – 46 с.

13. Тоистева О.С. Системно-деятельностный подход в профессиональной подготовке социально-педагогических кадров в вузе : дис. … д-ра. пед. наук по специальности 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования. Екатеринбург, 2016. – 368 с.

14. Kraineva S. V., Shefer O. R. On the student’s competences forming by means of information and communication technotogies. Journal “Scientific and Technical Information Processing”. 2017, vol. 44, no, 2. 94–98. DOI: 10.3103/S0147688217020046

15. Хлуденева Н. И. Коллизии в экологическом законодательстве // Журнал российского права. 2008. № 12. Доступ из сетевого издания «Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru)». URL: http://base.garant.ru/5646134/#ixzz52OwWmlfl (дата обращения: 01.05.2019).