Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 4 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.70.11.008
УДК: 37.032:808.56
ББК: 74.268.0
Е. Ю. Никитина ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
О. Г. Филиппова ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии детства, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н. Б. Новикова ORCID
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44 имени С. Ф. Бароненко», Челябинская область, г. Копейск
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация

Введение. В современной школе проблема профессионального развития педагога в процессе речевой подготовки обучающихся к успешному осуществлению коммуникативно-личностного взаимодействия приобретает все большее значение. Обновление содержания профессиональной деятельности, направленной на повышение уровня речевой подготовки обучающихся начальных классов в рамках филологической предметной области педагог осуществляет в процессе непрерывного самообразования, направленного на собственное профессиональное развитие с учетом достижений науки и педагогического опыта.

Материалы и методы. Материалы статьи включают: анализ научной литературы отечественных и зарубежных ученых по педагогике и психологии, посвященной проблеме профессионального саморазвития педагога, коммуникативно-личностного взаимодействия младших школьников, создания условий для речевой подготовки обучающихся начальных классов, выявления уровня профессиональной компетентности педагога, определения компонентов профессионального саморазвития, изучения профессионального стандарта педагога, ФГОС начального общего образования, нормативно-правового обеспечения образования, диагностические методики, в том числе наблюдение, анкетирование, методы статистической обработки полученной информации, описание.

Результаты. Процесс профессионального развития педагога представлен как результат качественных изменений следующих компонентов: мотивационно-ценностного, профессионально-деятельностного,рефлексивно-оценочного. Делается вывод о том, что профессиональное развитие педагога успешно осуществляется через его участие в опытно-экспериментальной деятельности под научным руководством работника высшей школы. Теоретически обоснованы и реализованы в практике работы общеобразовательной организации педагогические условия речевой подготовки младших школьников к коммуникативно-личностному взаимодействию на уроках русского языка и литературного чтения. Описаны эффективные методические приемы работы с детьми младшего школьного возраста по повышению уровня речевой подготовки. Подтверждено предположение о том, что уровень речевой подготовки младших школьников оказывает влияние на коммуникативно-личностное взаимодействие младших школьников.

Обсуждение. Обосновывается, что участие педагога в опытно-экспериментальной работе по созданию педагогических условий для речевой подготовки младших школьников под научным руководством способствует, во-первых, успешному коммуникативно-личностному взаимодействию младших школьников, во-вторых, продвигает учителя в профессиональном саморазвитии на основе использования достижений современной науки и инновационного опыта в педагогической деятельности.

Заключение. Профессиональное развитие педагога является результатом качественных изменений мотивационно-ценностного, профессионально-деятельностного, рефлексивно-оценочного компонентов в ходе опытно-экспериментальной работы по созданию педагогических условий для речевой подготовки обучающихся начальных классов и успешного коммуникативно-личностного взаимодействия младших школьников с применением эффективной методической практики.

Ключевые слова

профессиональное развитие, непрерывное образование, компоненты профессионального саморазвития, профессиональные компетенции, речевая подготовка, условия речевой подготовки, коммуникативно-личностное взаимодействие

Основные положения

– профессиональное развитие педагога – этонепрерывный и целенаправленный процесс роста личностного и профессионального потенциала педагога на основе взаимодействия внутреннее значимых и активно-творческих воспринятых внешних факторов;

– представлено профессиональное развитие педагога как результат качественных изменений мотивационно-ценностного, профессионально-деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов;

– разработана и реализована на уроках филологической предметной области целостная система педагогических условий, определяющих оптимальный уровень развития речевой подготовки младших школьников для успешного коммуникативно-личностного взаимодействия;

– представлена эффективная методическая практика создания условий для речевой подготовки младших школьников для осуществления ими успешного коммуникативно-личного взаимодействия.

Цитировать публикацию

Никитина, Е. Ю.  КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА [Текст] / Е. Ю. Никитина, О. Г. Филиппова, Н. Б. Новикова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  4. — С. 117-133. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.70.11.008.

Библиографический список

1. Волчегорская Е. Ю., Козлова Н. А., Шитякова Н. П. Начальное образование: наука, практика, инновации : монография. Челябинск : Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016. – 253 с.

2. Эстерле А. Е. Современные представления о содержании понятия «Профессиональное саморазвитие личности» / Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 147–150.

3. Актуальные проблемы педагогической науки и образования : монография / под ред. проф. Е. Ю. Никитиной. М. : Перо, 2016. – 186 с.

4. Технология анализа и визуализации многомерных данных педагогического мониторинга в высшем образовании / Л. Ю. Овсяницкая [и др.] // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2018. Т. 14. № 4, декабрь. С. 775–785.

5. Vasilyeva V.S., Nikitina E.Yu. Case of Teachers’ Communicative Competence Development Within the System of Methodological Work in the Context of Preschool Educational Establishments. International Journal of Engineering &Technology. 2018, vol 7, no 4.38, Special Issue 38. (Scopus).

6. Balandina I. D., Moskvitina T. N., YUzdova L. P. & Nikitina Ye. YU. Mastering toponyms by students-foreigners while studying a languare (on the material of the Russian and English languages). VI International Multidisciplinary Scientific Conference “Social Sciences & Arts SGEM 2019” (24 aug-2 sept, 2019). Ancient Science. Archaeology, history, philosophy, language and linguistics, health policy and services. 2019, vol. 1, no. 2. 221–229. (Scopus).