Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 4 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.14.36.001
УДК: 371.035
ББК: 74.200.5
Е. А. Бароненко ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ю. А. Райсвих ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Татьяна Валентиновна Штыкова ORCID
доцент, ЮУрГГПУ, доцент
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Аннотация

Введение. В данной статье речь идет о проблемах межкультурного воспитания в контексте основных задач педагогической науки в мультикультурном обществе, а также предпринимается попытка дефинировать данный термин и рассмотреть основные конкурирующие с ним направления. Особое внимание уделено формированию национального самосознания и готовности к ассимиляции у обучающихся средней школы. Цель статьи — рассмотреть аспекты межкультурного воспитания как основу для формирования национального самосознания и готовности к ассимиляции, теоретически обосновать и показать его эффективность в процессе опытно-экспериментальной работы.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы по проблеме в трудах отечественных и зарубежных ученых, нормативно-законодательных актов Российской Федерации в сфере образования; метод педагогического проекта, диагностические методики, включающие наблюдение, анкетирование, тестирование, методы обработки данных.

Результаты. Результаты педагогического эксперимента выявили, что показатели сформированности национального самосознания и готовности к ассимиляции на постэксперементальном этапе значительно выросли. Анализ результатов педагогического эксперимента подтвердил, что формирование национального самосознания и готовности к ассимиляции возможно.

Обсуждение. Подчеркивается, что формирование национального самосознания и готовности к ассимиляции будет эффективным, если осуществлять процесс межкультурного воспитания во внеурочной деятельности в средней школе на базе функционирования межкультурного клуба «Лица России».

Заключение. Педагогический эксперимент показал, что у школьников 8 классов МОУ СОШ № 1 г. Копейска, где проведен формирующий эксперимент, отмечено повышение уровня национального самосознания, с одной стороны, и готовности к ассимиляции, с другой стороны.

 

Ключевые слова

межкультурное воспитание, мультикультурное воспитание, мультиэтническое воспитание, антирасистское воспитание, бикультурное воспитание, воспитание «между культурами», бикультурное воспитание, этноцентризм, межкультурная, национальное самосознание, готовность к ассимиляции

 

Основные положения

– спроектирован процесс формирования национального самосознания и готовности к ассимиляции у школьников.

Цитировать публикацию

Бароненко, Е. А.  МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ [Текст] / Е. А. Бароненко, Ю. А. Райсвих, Татьяна Валентиновна Штыкова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  4. — С. (№ 4-2019) 9-24. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.14.36.001.

Библиографический список

1. Banks J. A., McGeebanks Ch. A. Multicultural Education: Issues and Perspectives. SeventhEdition. Hoboken. 2010. – 452 p.

2. Трофимова Е. Л. Формирование готовности к межкультурному сотрудничеству у студентов в процессе обучения и воспитания в вузе // Сибирский психологический журнал. 2013. № 47. С. 129–139.

3. Манжосова Ю. А. Проблемы и опыт межэтнического образования молодежи в США // Психолого-педагогический поиск. 2008. №8. С. 183–191.

4. Kummer D., Schulz von Thun F. Interkulturelle Kommunikation aus kommunikationspsychologischer Perspektive. Interkulturelle Kommunikation: Methoden, Modelle, Beispiele. Reinbek bei Hamburg. 2006. S. 9–27 (на немецком).

5. Алексашенкова И. В. Поликультурное образование в контексте мирового опыта // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2005. № 31. С. 22–26.

6. Bystrai E.B., Belova L.A., Vlasenko O.N. Zassedateleva M.G., Shtykova T.V. Development of second-language communicative competence of prospective teachers based on the CLIL technology (from the experience of a pedagogic project at a department of history). Espacios. 2018. Т. 39, no. 52, p. 12.

7. Быстрай Е. Б. Формирование опыта межкультурной педагогической компетентности // учебное пособие. Челябинск : изд-во «Цицеро». 2018. 364 с.

8. Джуринский А. Н. Проблемы образования в многонациональном социуме России и на Западе // Инновационные проекты и программы в образовании. М.: Изд-во: Инновации и эксперимент в образовании. 2012. № 4. С. 13–23.

9. Толмачева Е. С. Психологические аспекты развития толерантной личности школьника // Педагогическое образование в России. 2016. № 1. C. 104–109.

10. Батарчук Д. С. Формирование национального самосознания личности, необходимые условия функционирования российского этнически диверсифицированного общества // Вестник Челябинского педагогического университета. 2010. № 5. С. 36–44.