Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В данной статье речь идет о проблемах межкультурного воспитания в контексте основных задач педагогической науки в мультикультурном обществе, а также предпринимается попытка дефинировать данный термин и рассмотреть основные конкурирующие с ним направления. Особое внимание уделено формированию национального самосознания и готовности к ассимиляции у обучающихся средней школы. Цель статьи — рассмотреть аспекты межкультурного воспитания как основу для формирования национального самосознания и готовности к ассимиляции, теоретически обосновать и показать его эффективность в процессе опытно-экспериментальной работы.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы по проблеме в трудах отечественных и зарубежных ученых, нормативно-законодательных актов Российской Федерации в сфере образования; метод педагогического проекта, диагностические методики, включающие наблюдение, анкетирование, тестирование, методы обработки данных.
Результаты. Результаты педагогического эксперимента выявили, что показатели сформированности национального самосознания и готовности к ассимиляции на постэксперементальном этапе значительно выросли. Анализ результатов педагогического эксперимента подтвердил, что формирование национального самосознания и готовности к ассимиляции возможно.
Обсуждение. Подчеркивается, что формирование национального самосознания и готовности к ассимиляции будет эффективным, если осуществлять процесс межкультурного воспитания во внеурочной деятельности в средней школе на базе функционирования межкультурного клуба «Лица России».
Заключение. Педагогический эксперимент показал, что у школьников 8 классов МОУ СОШ № 1 г. Копейска, где проведен формирующий эксперимент, отмечено повышение уровня национального самосознания, с одной стороны, и готовности к ассимиляции, с другой стороны.
межкультурное воспитание, мультикультурное воспитание, мультиэтническое воспитание, антирасистское воспитание, бикультурное воспитание, воспитание «между культурами», бикультурное воспитание, этноцентризм, межкультурная, национальное самосознание, готовность к ассимиляции
– спроектирован процесс формирования национального самосознания и готовности к ассимиляции у школьников.
Бароненко, Е. А. МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ [Текст] / Е. А. Бароненко, Ю. А. Райсвих, Татьяна Валентиновна Штыкова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2019. — № 4. — С. (№ 4-2019) 9-24. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.14.36.001.
1. Banks J. A., McGeebanks Ch. A. Multicultural Education: Issues and Perspectives. SeventhEdition. Hoboken. 2010. – 452 p.
2. Трофимова Е. Л. Формирование готовности к межкультурному сотрудничеству у студентов в процессе обучения и воспитания в вузе // Сибирский психологический журнал. 2013. № 47. С. 129–139.
3. Манжосова Ю. А. Проблемы и опыт межэтнического образования молодежи в США // Психолого-педагогический поиск. 2008. №8. С. 183–191.
4. Kummer D., Schulz von Thun F. Interkulturelle Kommunikation aus kommunikationspsychologischer Perspektive. Interkulturelle Kommunikation: Methoden, Modelle, Beispiele. Reinbek bei Hamburg. 2006. S. 9–27 (на немецком).
5. Алексашенкова И. В. Поликультурное образование в контексте мирового опыта // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2005. № 31. С. 22–26.
6. Bystrai E.B., Belova L.A., Vlasenko O.N. Zassedateleva M.G., Shtykova T.V. Development of second-language communicative competence of prospective teachers based on the CLIL technology (from the experience of a pedagogic project at a department of history). Espacios. 2018. Т. 39, no. 52, p. 12.
7. Быстрай Е. Б. Формирование опыта межкультурной педагогической компетентности // учебное пособие. Челябинск : изд-во «Цицеро». 2018. 364 с.
8. Джуринский А. Н. Проблемы образования в многонациональном социуме России и на Западе // Инновационные проекты и программы в образовании. М.: Изд-во: Инновации и эксперимент в образовании. 2012. № 4. С. 13–23.
9. Толмачева Е. С. Психологические аспекты развития толерантной личности школьника // Педагогическое образование в России. 2016. № 1. C. 104–109.
10. Батарчук Д. С. Формирование национального самосознания личности, необходимые условия функционирования российского этнически диверсифицированного общества // Вестник Челябинского педагогического университета. 2010. № 5. С. 36–44.