Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 4 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.89.52.009
УДК: 378.937:681.14
ББК: 74.480.26:32.973.2
Л. С. Носова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Информатики, информационных технологий и методики обучения информатике», Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. А. Леонова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. А. Рузаков ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
МОДЕЛЬ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность задачи модернизации подготовки и повышения квалификации учителей в аспекте формирования цифровой культуры. Цель статьи – раскрыть авторскую концепцию разработки профессиональной образовательной программы подготовки будущих педагогов в условиях цифровизации образования.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы и нормативных источников, посвященных терминологии для описания характеристики педагога в аспекте требований цифровизации, условиям, определяющим рамки исследования; а также методы, применяемые в рамках интегративно-деятельностного подхода к процессу формирования цифровой культуры педагога.

Результаты. Разработана модель цифровой культуры педагога в соответствии с составляющими ИКТ-компетентности педагога из Профессионального стандарта; авторами представлена характеристика основных компонентов модели в графической и табличной формах, определены уровни сформированности цифровых навыков – составляющих цифровой культуры.

Обсуждение. Результативность исследования подтверждается тем, что разработанная модель является основой технологии формирования цифровых навыков у будущих педагогов и позволяет обоснованно вносить необходимые коррективы в учебный план.

Заключение. Делается вывод о том, что по результатам исследования на основе интегративно-деятельностного подхода разработана модель цифровой культуры педагога, а также определены концептуальные идеи проектирования образовательной программы по направлению «Педагогическое образование».

Ключевые слова

цифровизация образования, ИКТ-компетентность педагога, цифровые навыки, цифровые компетенции, цифровая культура

Основные положения

– определены составляющие цифровой культуры будущего педагога, компоненты и цифровые навыки;

– разработана модель цифровой культуры будущих педагогов, на основе которой сформирована профессиональная образовательная программа по направлению «Педагогическое образование». Образовательная программа учитывает особенности формирования цифровых навыков, продиктованных требованиями современного образовательного пространства;

– разработана программа курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов, направленная на получение практических навыков в области цифровых технологий.

Цитировать публикацию

Носова, Л. С.  МОДЕЛЬ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ [Текст] / Л. С. Носова, Е. А. Леонова, А. А. Рузаков, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  4. — С. 134-154. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.89.52.009.

Библиографический список

1. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования / В. П. Куприяновский [и др.] // International Journal of Open Information Technologies. 2017. Том 5. № 1. С. 19–25.

2. Сухомлин В. А., Зубарева Е. В., Якушин А. В. Методологические аспекты концепции цифровых навыков // Современные информационные технологии и ИТ–образование. 2017. Том 13. № 2. С. 146–152.

3. Коняева Е. А., Павлова Л. Н. Краткий словарь педагогических понятий: учебное издание. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. – 131 с.

4. Татур Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования : материалы ко второму заседанию методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы» (Москва, 17 июня 2004 г.). М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 18 с. (Серия: Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». Авторская версия).

5. Большакова З. М., Тулькибаева Н. Н. Компетенции и компетентность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2009. № 24 (157). С. 13-19.

6. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция. М. : ООО «Дом Славянской Книги», 2014. – 960 с. ISBN: 978-5-903036-99-8

7. Современная энциклопедия (2000) // Наука. Искусство. Величие : [сайт]. URL: http://niv.ru/doc/encyclopedia/modern/index.htm (дата обращения: 14.06.2019).

8. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544н // Министерство труда и социальной защиты РФ : [официальный сайт]. URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/ (дата обращения: 14.06.2019).

9. Структура ИКТ компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО : официальный интернет-портал Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании : [сайт]. URL: https://iite.unesco.org/ru/publications/struktura-ikt-kompetentnosti-uchitelej-rekomendatsii-unesco/ (дата обращения: 14.08.2019).

10. Цифровая грамотность : интернет-портал региональной общественной организации «Центр Интернет-технологий» (РОЦИТ) : [сайт]. URL: http://xn--80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb.xn--p1ai/ (дата обращения: 14.06.2019).

11. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей // Национальный психологический журнал. 2014. № 2 (14). С. 27–35.

12. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Солдатова Г. У. [и др.]. М. : Фонд Развития Интернет, 2013. – 144 с

13. Михайлова Е. Г. Цифровая культура // Международная деятельность Университета ИТМО : [сайт]. Санкт-Петербург, 2018. URL: https://int.itmo.ru/uploads/dc/dc_bak.pdf (дата обращения: 14.06.2019).

14. Соколова Н. Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху // Международный журнал исследований культуры «Цифровая культура». 2012. № 3. С.6–10. URL: http://www.intelros.ru/pdf/isl_kult/2012_03/sokolovan.pdf (дата обращения: 14.06.2019).

15. Колонтаевская И. Ф., Исабекова О. А. Цифровая культура инженера: проблемы и решения : материалы международной научно–практической конференции «Наука 2014: проблемы и перспективы» (Москва, 20 января 2015 г.). М. : Грифон. 2015. С. 72–79.

16. Гнатышина Е. В., Саламатов А. А. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 8. С. 19–24.

17. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» : распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р / Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 32. Ст. 5138.

18. Кадры для цифровой экономики // Экономика. Кадры для цифровой экономики : [сайт]. URL: https://data-economy.ru/education (дата обращения: 14.06.2019).

19. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 № 125 // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования : [сайт]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (дата обращения: 14.09.2019).

20. Нагель О. И. К вопросу об интеграции в образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. С. 74–82.

21. Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований. Методологический анализ [Электронный ресурс] : сборник: «Педагогика и логика». М., 1993 / Гуманитарные технологии. Аналитический портал : [сайт]. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/6738 (дата обращения: 14.10.2019). – ISSN 2310-1792.