Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье приведены основные направления гипнотического манипулирования сознанием людей посредством воздействия на них через рекламу. Анализируются манипуляции и техника рекламного контента с целью воздействия на сознание масс. Цель статьи – рассмотреть и проанализировать основные способы гипнотического манипулирования людьми с помощью рекламы.
Материалы и методы. Основным методом данного исследования является анализ литературы, посвященной проблемам воздействия и влияния рекламы на сознание людей. Также использовался такой метод, как наблюдение, методы статистической обработки данных и описание.
Результаты. Были выявлены основные рекламные приемы, негативно сказывающиеся на психологическом состоянии людей: убеждение клиента в его несовершенстве; убеждение аудитории, что все желаемое можно купить; благополучие жизни зависит от качества и количества, покупаемых товаров; успешность человека определяется через те вещи, которыми он владеет; совершение покупок (даже если в этом нет необходимости) — норма. Кроме описанных приемов, в рекламе применяются методы «нога в двери» и «дверь в лицо». В первом случае клиенту предлагают сделать что-то незначительное, чтобы постепенно увеличить значимость просьбы. Во втором случае, наоборот, предлагают исполнить трудновыполнимую просьбу, на фоне которой другие более простые задачи исполняются легко. Учитываются в рекламе чувства потенциальных клиентов, на основе которых проводятся манипуляции со зрительными и слуховыми ассоциациями, манипуляции с понятием дружбы и любви. Все эти приемы направлены на привлечение большей аудитории и увеличения прибыли компаний.
Обсуждение. Учитывая мнение исследователей, мы убеждены, что в информации, исходящей из рекламы, потенциальный покупатель видит только положительные и привлекательные свойства товара. В рекламе часто используются приемы, которые способны нанести вред здоровью человека. Манипулирование сознанием тесно связано с нарушением прав человека, поэтому реклама требует тщательного анализа.
Заключение. Целью рекламы является продажа ради экономической выгоды компаний, и тактики, которые используются ими для достижения своих целей, вводят в заблуждение её пользователей.
манипуляции, реклама, медийное пространство, технологии воздействия, сознание, массовая аудитория
– выявлены основные приемы и методы, применяемые в рекламе, способствующие увеличению продаж и прибыли.
– проанализированы способы воздействия на массовую аудиторию через рекламу.
Манукян, А. М. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ГИПНОТИЧЕСКОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ СОЗНАНИЕМ В МЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ [Текст] / А. М. Манукян, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2019. — № 4. — С. 250-264. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.10.35.016.
1. Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: правила и предубеждения. Харьков : Гуманитарный центр, 2005. – 632 с.
2. Кастель Р. Метаморфозы социального вопроса. Хроника наёмного труда. М. : «Институт экспериментальной социологии»; «Алетейя», 2009. – 574 с.
3. Крейк Ф.Уровни обработки: прошлое, настоящее... и будущее? : тексты. В 3 томах. Том 3. Книга 3 : Субъект познания: Общая психология. Москва : Когито-Центр, 2013. – 616 с.
4. Кошетарова Л. Н. Манипуляции в рекламе как объект гуманитарной экспертизы // Национальные приоритеты России. 2014. № 1 (11). С. 35–39.
5. Котлярова В. В., Михалёва К. С., Куйдина Е. А. Манипуляция сознанием в массовой культуре // Молодой ученый. 2016. № 2. С. 956–958.
6. Зелинский С. А. Психотехнологии гипнотического манипулирования сознанием человека : монография. Canada, Altaspera Publishing & Literary Agency, 2016. 682 с. – ISBN 9781365165566
7. Белогородский А. А. Манипулятивные методы в рекламе [Электронный ресурс] // Журнал «Маркетинг в России и за рубежом» : [сайт]. 2005. № 6.
8. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита : монография. – М. : ЧеРо, Изд-во МГУ, 1997. – 344 с.
9. Майерс Д., Социальная психология. 7-е издание. СПб. : Питер, 2010. – 800 с.
10. Мартин С., Чалдини Р., Гольдштейн Н. Психология убеждения. 50 способов быть убедительным. Издательство : Манн; Иванов и Фербер, 2013. – 224 с.
11. Мусаелян Э. Р. Психологическое воздействие рекламы на человека // Транспортное дело России. 2012. № 5. С. 225–227
12. Стивен Пинкер. Чистый лист. Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня. М. : Альпина Нон-фикшн, 2018. – 608 с.