Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Подготовка обучающихся старших классов к предстоящей итоговой аттестации — одна из задач современного образования. Данная задача актуализируется на этапе системно-обобщающего повторения. Сегодня значимым становится поиск путей эффективного обучения на заключительном этапе. Одним из возможных путей становится повторение с учётом стилей учебно-познавательной деятельности.
Материалы и методы. В работе представлена дидактическая модель развития стилей учебно-познавательной деятельности выпускников (обучающихся 11 класса) на этапе системно-обобщающего повторения в любой предметной области при подготовке к итоговой аттестации, в том числе к единому государственному экзамену.
Результаты. Разработка эффективных подходов развития стиля учебно-познавательной деятельности при обобщающем повторении выпускников выступает актуальным социальным заказом. В статье рассмотрены основные подходы к понятию «стиль учебно-познавательной деятельности», определены основные направления его развития на этапе системно-обобщающего повторения. На основании этого авторы выстраивают универсальную дидактическую модель, состоящую из следующих блоков: целевого, содержательно-процессуального, мотивационно-личностного и оценочно-результативного. Учитывая профильную направленность современного образования, авторы рассматривают три персональных стиля учебно-познавательной деятельности: физико-математический, естественно-научный и гуманитарный. Завершающим этапом работы по созданию данной дидактической модели стало формулирование условий её успешной реализации.
Обсуждение. Для каждого из предложенных стилей описаны преобладающие методы и средства их развития, проанализированы способы учебно-познавательной деятельности при обобщающем повторении.
Заключение. Авторы отмечают, что развитие стилей учебно-познавательной деятельности по предмету на этапе системно-обобщающего повторения возможно с учётом индивидуальных особенностей восприятия и переработки информации. В частности, подчёркивают значимость индуктивного, дедуктивного и индуктивно-дедуктивного подходов к организации повторения для выпускников различных профилей.
стиль учебно-познавательной деятельности, системно-обобщающее повторение, профильное обучение, индуктивное повторение, дедуктивное повторение
– определены основные направления стилевой дидактики при системно-обобщающем повторении по предмету, обеспечивающие подготовку выпускников к ЕГЭ;
– разработана дидактическая модель развития стилей учебно-познавательной деятельности при системно-обобщающем повторении в группах физико-математической, естественнонаучной и гуманитарной подготовки по предмету.
Большакова, З. М. ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СТИЛЕЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ [Текст] / З. М. Большакова, С. А. Старченко, О. С. Иванова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2019. — № 6. — С. 115-143. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.56.88.008.
1. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1969. – 278 с.
2. Мерлин B. C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М. : Педагогика, 1986. – 256 с.
3. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб. : Питер, 2004. – 384 с.
4. Большакова З. М., Тулькибаева Н. Н. Трансформация образования: основы, теории, технологии // Образовательные технологии. 2017. Вып. 4. С. 38–44.
5. Софьина Л. С., Пичугина Г. А., Гнатенко Е. В. Условия повышения эффективности обучения на основе учёта стилей учения учащихся // Современный взгляд на будущее науки : сборник статей международной научно-практической конференции, 25 мая 2016 г., Томск. – Томск : Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2016. С. 197-200.
6. Старченко С. А. Формирование метапредметных способов учебно-познавательной деятельности в условиях интеграции естественнонаучной, математической и технологической подготовки учащихся в технологическом парке // Непрерывное педагогическое образование: глобальные и национальные аспекты : материалы III международного конгресса, 21-22 ноября 2016 г., Челябинск / под ред. М. В. Потаповой, З. М. Большаковой, Н. Н. Тулькибаевой. – Челябинск : Изд-во Южно-Уральского государст-венного гуманитарно-педагогического университета, 2017. С. 108–111.
7. Гнатенко Е. В., Пичугина Г. А. Риторический подход к формулированию заданий по химии с учётом стилей учения учащихся // Современные проблемы теоретической и экспериментальной химии : межвузовский сборник научных трудов XI Вcероссийской конференции молодых ученых с международным участием, 03-31 октября 2016 г., Саратов. Саратов : Изд-во «Саратовский источник», 2016. С. 175–177.
8. Тулькибаева Н. Н., Большакова З. М. Педагогика: взаимосвязь науки и практики в условиях модернизации образования : монография. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2008. – 162 с.
9. Макарова Л.Н. Критическое мышление и индивидуальный стиль деятельности преподавателя вуза: вопрос взаимосвязи // Вестник Тамбовс-кого университета. 2014. № 8 (136). С. 51–59 (Серия «Гуманитарные науки»).
10. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М. : Прогресс, 1977. – 418 с.
11. Гнатенко Е. В., Пичугина Г. А., Евдокимова Е. Г. Модель построения образовательного процесса с учётом стилей учения учащихся // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 4 (24). С. 24–29.
12. Одинец А. Д. Особенности стилей учения и мышления современных старшеклассников // Психология и педагогика образования будущего : материалы международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов, 24 марта 2017 г., Ярославль / под ред. Л. В. Байбородовой [и др.]. Ярославль : Изд-во Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, 2017. С. 145–147.
13. Никулова Г. А., Боброва Л. Н. Изменение стилей учения и преподавания студентов в условиях информатизации // Информационные управляющие системы и технологии : V международная научно-практи-ческая конференция. Одесса : Изд-во ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова
(Санкт-Петербург), 2016. С. 57–59.
14. Толстенева А. А., Ларцов С. В. Некоторые подходы к обучению физики на основе учёта когнитивных стилей // Школа будущего. 2014. № 2. С. 48–54.
15. Гнатенко Е. В. Особенности восприятия изучаемого материала обучающимися с разными стилями учения // Современный учитель. 2017. № 2. С. 142–145.
16. Берулава Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика : учебное пособие. М. : Педагогическое общество России, 2001. – 236 с.
17. Берулава Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков. Бийск, Научно-издательский центр Бийского пединститута, 1993. – 240 с.
18. Филатова К. В. Художественно-образное мышление как механизм формирования индивидуального стиля деятельности студента-дизайнера // Искусствоведение и дизайн в современном мире: традиции и перспективы : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции молодых учёных. – Тамбов : Изд-во Тамбовского государст-венного университета им. Г. Р. Державина, 2016. 273–279.
19. Речкина Л. А. Диагностика затруднений студентов 1 курса при обобщающем по-вторении курса русского языка // Вестник Воронежского института экономики и социально-го управления. 2015. № 2. С. 95–97.
20. Безниско В. В., Безниско Е. П. Организация обобщающего повторения при подготовке к ЕГЭ по математике // Научная дискуссия: инновации в современном мире. 2017. № 4 (63). С. 57–61.