Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 6 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.89.79.012
УДК: 372.881.111.1
ББК: 74.00
В. В. Семина ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков № 2, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. Ю. Берёзкина (Проскурина) ORCID
Преподаватель кафедры иностранных языков № 2, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, г. Москва, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПЕСЕННЫЙ ЖАНР В РАЗВИТИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация

Введение. Статья посвящена проблеме овладения студентами социокультурной компетенцией в процессе изучения иностранного языка.

Материалы и методы. Был проведен теоретический анализ педагогической литературы по данной проблеме, отобран и проанализирован песенный материал англоязычных исполнителей по проблематике статьи.

Результаты. Автор отмечает, что формирование социокультурной компетенции подразумевает обогащение лингвистических, эстетических и этических знаний обучающихся о странах изучаемого языка, способствует знакомству с особенностями национальной куль-туры и общечеловеческими ценностями. Социокультурная компетен-ция чаще всего включает в себя набор таких компонентов, как лингвострановедческий, cоциолингвистический, cоциально-психологичес-

 

кий и культурологический компоненты.

Обсуждение. В статье делается акцент на том, что песня может выступать в качестве средства развития социокультурной компетенции. Авторы предлагают к рассмотрению варианты упражнений, которые могут быть использованы для работы с песенным материалом (рецептивные, репродуктивные, творческие и т. д.), а также примеры из песен британских и американских исполнителей с комментариями по поводу содержащейся в них социокультурной информации.

Заключение. Авторы отмечают, что песня является отличным средством всестороннего развития личности студентов, их культурного восприятия и развития.

Ключевые слова

песня; социокультурная компетенция; межкультурная коммуникация; лексические единицы; культурологический аспект; этнокультурная информация

Основные положения

– рассмотрена песня как средство развития сoциoкультурнoй кoмпетенции;

– описаны принцип аутентичности, принцип воздействия на эмоциональную среду и принцип методической ценности, которые позволяют организовать продуктивное использование песенного материала;

– указано, что песенный материал возможно отработать, используя рецептивные, реконструктивные, репродуктивные и творчес-кие варианты упражнений;

– выявлено, что песни отражают актуальные социальные, бытовые проблемы, исторические и политические события.

Цитировать публикацию

Семина, В. В.  ПЕСЕННЫЙ ЖАНР В РАЗВИТИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА [Текст] / В. В. Семина, Е. Ю. Берёзкина (Проскурина), // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  6. — С. 187-204. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.89.79.012.

Библиографический список

1. Сафонова В. В. Диалог культур и цивилизаций как основополагающий методологический принцип в современной языковой педагогике // Диалог культур. Культура диалога: в поисках передовых социогуманитарных практик : сб. материалов первой международной конференции, 14-16 апреля 2016 г. / под общей редакцией Е. Г. Таревой, Л. Г. Викуловой. Москва : Издательство «Общество с ограниченной ответственностью «Языки Народов Мира», 2016. С. 490–498. - ISBN 978-5-9907685-3-6

2. Сысоев П. В. Формирование у обучающихся универсальных учебных действий в процессе обучения иностранному языку // Язык и культура. 2015. № 4. С. 151–163. - ISSN: 1999-6195.

3. Компанцева Е. В. Содержательно-методологический аспект социокультурной компетенции в профессиональной подготовке студентов лингвистических специальностей : дис. ... канд. пед. наук / Ставропольс-кий государственный университет. Ставрополь, 2006. – 191 с.

 

4. Семина В. В. Понятия «компетенция» и «компетентность» в российской образовательной парадигме // Среднее профессиональное образование. 2010. № 4. С. 7–8. - ISSN: 1990-679X.

5. Гулиянц А. Б., Гулиянц С. Б. Применение интегративного подхо-да в профессиональной подготовке переводчиков в вузе // Интеграция в об-разовании: проблемы и пути решения : сборник трудов коонференции ¾ Третьи всероссийские енисеевские чтения с международным участием, 24 сентября 2017 г. Чебоксары : Издательство «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»,  2017. С. 71–75.

6. Бибикова И. В. Песни как неисчерпаемый источник формирования социокультурной компетенции // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогичес-кие науки. 2017. № 5. С. 81–95.

7. Салтыкова М. В. Использование аутентичных песен в развитии социокультурной компетенции обучающихся // Становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук : сборник статей международной научно-практической конференции, 15 апреля 2018 г., Новосибирск, Научно-издательский центр «Аэтэрна» 2018. С. 110–112.

8. Литвинцев В. Л., Байдаева Н. Л. Использование песни в качестве аутентичного материала в процессе обучения иноязычной коммуникативной и социокультурной компетенции в неязыковом вузе // Современная наука: теоретический и практический взгляд : сб. науч. тр.  международной научно-практической конференции, 28 ноября 2015 г. Уфа : Издательство «ООО «ОМЕГА САЙНС», 2015.  С. 165–168.