Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 6 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.59.71.005
УДК: 42/49(07): 378
ББК: 81.2-9: 74.480.223
Е. А. Бароненко ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ю. А. Райсвих ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. А. Скоробренко ORCID
Аспирант кафедры педагогики и психологии, преподаватель кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Аннотация

Введение. В данной статье рассматриваются практические аспекты формирования межкультурной компетенции в процессе обучения иностранным языкам и предлагается комплекс заданий, групп заданий, направленных на развитие таких видов речевой деятельности, как говорение, чтение, письмо. Эти задания готовят обучающихся к контактам с представителями иноязычной культуры, а также повышают общую осведомленность в сфере межкультурной коммуникации, что в конечном итоге способствует формированию межкультурной компетенции. Цель статьи – рассмотреть аспекты формирования межкультурной компетенции у обучающихся, чтобы подготовить их к встрече с проявлениями иной культуры.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ методической литературы по проблеме в трудах отечественных и зарубежных ученых; метод педагогического проекта, диагностические методики, включающие наблюдение, анкетирование, тестирование, методы обработки данных.

Результаты. Результаты педагогического эксперимента выявили, что показатели сформированности межкультурной компетенции и готовности к встрече с проявлениями иноязычной культуры на постэксперементальном этапе значительно выросли. Анализ результатов педагогического эксперимента подтвердил, что формирование готовности к межкультурному общению возможно.

Обсуждение. Отмечается, что формирование межкультурной компетенции и готовности к встрече с проявлениями иноязычной культуры будут более успешными, если в образовательный процесс будет внедрен специальный комплекс, способствующий формированию межкультурной компетенции.

Заключение. Педагогический эксперимент показал, что у обучающихся отмечено повышение уровня сформированности межкультурной компетенции, с одной стороны, и готовности к межкультурному общению, с другой стороны.

Ключевые слова

межкультурная компетенция, межкультурное общение, речевые умения, поведенческие образцы, межкультурный конфликт, эмпатия, рефлексия

Основные положения

– спроектирован процесс формирования межкультурной компетенции и готовности к межкультурному общению у обучающихся.

Цитировать публикацию

Бароненко, Е. А.  ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ [Текст] / Е. А. Бароненко, Ю. А. Райсвих, И. А. Скоробренко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  6. — С. 77-93. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.59.71.005.

Библиографический список

1. Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия : монография. М. : Издательство «Перо», 2014. – 185 с.

2. Dunne C. (2017), “Can Intercultural Experiences Foster Creativity? The Relevance, Theory and Evidence”, Journal of Intercultural Studies, no.2, pp. 189–212

3. Трушникова Е. А., Мишланова С. Л. Формирование межкультур-ной компетенции студентов в ходе реализации международного проекта // Лингвистика, перевод, межкультурная коммуникация» : материалы XX на-учно-практической конференции, 22-23 ноября 2018 г., Екатеринбург. Екатеринбург : Издательство «Общество с ограниченной ответственностью Универсальная Типография «Альфа Принт», 2019. –170 с.

 

4. Сергеева Н. Н., Походзей Г. В. Развитие иноязычной межкультурной компетенции студентов неязыковых специальностей в системе профессионально-ориентированного языкового образования : монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2014. – 214 с.

5. Гайнутдинова М. Ю. Формирование мотивации изучения иностранного языка в школе // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 3. Том II. С. 98-101. (Cерия «Психолого-педагогические науки»).

6. Подготовка будущих учителей к межкультурному профессиональному взаимодействию с использованием технологии CLIL / Л. А. Белова [и др.] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 4. С. 9–16.

7. Рындак В. Г. Формирование креативности будущего учителя при изучении педагогических дисциплин // Человек и образование. 2014. № 2 (39). С. 4–9.

8. Barrett M. (2012), Intercultural competence (2nd issue), European Wergeland Centre, Oslo, Norway, EWC Statement Series, pp. 23–27.

9. Рябенко Н. Л. Теоретические подходы к профессиональной подготовке политологов-международников в аспекте межкультурной коммуникации // Вестник университета. 2014. № 17. С. 242–248.

10. Белозор А. Ф., Овчинникова О. А. Культурологический и лингвистический компоненты межкультурной коммуникации на французском и английском языках // Litera. 2018. № 2. С. 153–161. DOI: 10.25136/2409-8698.2018.2.26119

11. Карпович С. Д., Башмакова И. С. Межкультурная коммуникация в аспек-те обучения иностранным языкам // Молодежный вестник ИрГТУ. 2016. № 4. С. 15.

12. Использование коммуникативных игр в процессе языковой подготовки будущих учителей / Е. А. Бароненко [и др.] // Фундаментальная и прикладная наука. 2018. № 1 (9). С. 11–15.

13. Тюмасева З. И. Экология, образовательная среда и модернизация образования : монография. Челябинск : Изд-во Челябинского государственного педагогического университета, 2006. – 322 с.