Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 6 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.66.71.014
УДК: 378.016
ББК: 74.48
Н. Н. Тулькибаева ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
М. А. Дубик ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики, методов контроля и диагностики,Тюменский индустриальный университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
СТУДЕНТ И ЕГО ТРАНСФРОРМАЦИЯ ЧЕРЕЗ СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ УЧЕБНИКА ФИЗИКИ
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность значимости смыслового чтения текста в повышении качества образования студентов в условиях смены целей и парадигмы высшего образования. Представлен обзор основных идей исследователей по проблеме формирование смыслового чтения учебного текста и аргументировано развитие конкретно взятого студента технического вуза через понимание смысла учебного текста по физике. Цель статьи – обосновать и раскрыть авторскую методику развитие творческой самостоятельности студентов технического вуза в процессе обучения физике через чтение.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ литературы, связанной с темой исследования, содержание обучения физике в техническом вузе, передового опыта работы вузовских преподавателей и личного опыта практической работы; моделирование деятельности творческая самостоятельность; конструирование структуры и содержания концепции; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Результаты. Разработана модель деятельности творческая самостоятельность, способствующая созданию способностей у студентов технического вуза в процессе обучения физике через чтение. Авторами описаны эффективные методы и приемы смыслового чтения текста по физике в повышении качества образования студентов технического вуза в условиях перехода с дидактической модели обучения на трансформативную.

Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью проекта развитие творческой самостоятельности студентов технического вуза в процессе обучения физике через чтение является соответствие способностей конкретно взятого студента технического вуза модели выпускника.

Заключение. Делается вывод о том, что реализация модели творческая самостоятельность будет способствовать сокращению разрыва между требованиями внешней среды и способностями конкретно взятого студента.

Ключевые слова

личностно ориентированный, преемственный учебник, развитие, смысловое чтение, творческая самостоятельность, трансформация, учебник, физика, чтение

Основные положения

– выполнен анализ состояния проблемы и ключевых понятий развития творческой самостоятельности студентов технического вуза в процессе обучения;

– разработана концепция развития творческой самостоятельности студентов технического вуза в процессе обучения физике через чтение;

– разработана методическая система и методика развития творческой самостоятельности студентов технического вуза в процессе обучения физике через чтение.

Цитировать публикацию

Тулькибаева, Н. Н.  СТУДЕНТ И ЕГО ТРАНСФРОРМАЦИЯ ЧЕРЕЗ СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ УЧЕБНИКА ФИЗИКИ [Текст] / Н. Н. Тулькибаева, М. А. Дубик, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  6. — С. 218-231. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.66.71.014.

Библиографический список

1. Приходько В. М., Соловьев А. Н. Каким быть современному инженерному образованию? (размышления участников форума) // Высшее образование в России. 2015. № 3. С. 45-56.

2. Иванов В. Г., Кайбияйнен А. А., Мифтахутдинова Л. Т. Инженерное образование в цифровом мире // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 136-143

3. Иванов В. Г., Похолков Ю. П., Кайбияйнен А. А., Зиятдинова Ю. Н. Пути развития инженерного образования: позиция мирового сообщества // Высшее образование в России. 2015. № 3. С. 67–79.

4. Доблаев Л. П. Психологические основы работы над книгой. М. : Книга, 1970. - 72 с.

5. Романичева Е. С. Миссии-задачи чтения и их реализация в школьном филологическом образовании // Филология и культура. 2012. № 3. C. 274–277.

 

6. Гранник Г. Г., Бондаренко М. С., Концевая Л. А. Когда книга учит. М. : Педагогика, 1988. - 192 с.

7. Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. М. : Московский рабочий, 1973. - 208 с.

8. Как следует изучать физику (по материалам лекций П. Л. Капицы 1947 и 1949 гг.). М. : МФТИ, 2016. - 20 с.

9. Валгина Н. С. Теория текста : учебное пособие. М. : Логос, 2004. – 280 с.

10. Аденин В. А. Конструирование школьного учебника // Школьные технологии. 2004. № 2. С. 134–143.

11. Трансформационное обучение и развитие [Электронный ресурс]. Портал онлайн-обучения : [cайт]. URL: https://advance.ag/transforma

cionnoe-obuchenie-i-razvitie/ (дата обращения 01.10.2019).

12. Мироненко В. В. Хрестоматия по психологии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. М. : Просвещение, 1977. С. 333–338.

13. Дубик М. А Развитие творческой самостоятельности студентов технического вуза в процессе обучения через чтение учебника физики: монография. Тюмень : ТИУ, 2019. - 119 с.