Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье рассматриваются основные направления, задачи и принципы педагогического сопровождения формирования патриотической позиции курсантов Министерства внутренних дел России. Раскрывается сущность понятий: патриотизм, патриотическая позиция, педагогическое сопровождение. Цель статьи — охарактеризовать теоретические и практические аспекты педагогического сопровождения формирования патриотической позиции курсантов МВД, раскрыть основные подходы к планированию педагогической работы, рассмотреть основные принципы патриотического воспитания, раскрыть цели и задачи патриотического воспитания и рассмотреть методы их решения. Большое внимание уделяется анализу передового опыта по формированию патриотической позиции курсантов Уральского юридического института МВД.
Материалы и методы. В качестве основных методов исследования были применены как общенаучные методы, в частности, анализ литературы по теме исследования, анализ передового опыта, так и диагностические методики, включающие в себя наблюдение, тестирование, методы статистической обработки данных.
Результаты. Результатом работы является определение ключевых задач по формированию патриотической позиции курсантов МВД, охарактеризованы принципы, методы и средства. Определены критерии сформированности патриотической позиции. Дан сравнительный анализ уровней сформированности патриотической позиции курсантов Уральского юридического института МВД на констатирующем и контрольном этапах исследования.
Обсуждение. В статье подчеркивается, что программа педагогического сопровождения, включающая применение ритуалов и исторических атрибутов, является эффективным средством формирования патриотической позиции курсантов МВД.
Заключение. Делается вывод о том, что организация педагогического сопровождения формирования патриотической позиции курсантов МВД на основе занятий патриотической направленности в музеях, проведения служебных ритуалов в исторических местах, встреч и бесед с ветеранами, приобщения курсантов к православным традициям усиливает эффективность формирования патриотической позиции.
курсанты МВД России, патриотизм, педагогическое сопровождение, принципы патриотического воспитания
– изучены особенности педагогического сопровождения формирования патриотической позиции курсантов МВД;
– определены задачи формирования патриотической позиции курсантов МВД;
– выявлены критерии сформированности патриотической позиции курсантов МВД;
– представлены эффективные методы и приемы педагогического сопровождения патриотической позиции курсантов МВД.
Аракелян, Г. Л. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ КУРСАНТОВ МВД РОССИИ [Текст] / Г. Л. Аракелян, Т. С. Слободчикова, И. Л. Орехова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2019. — № 6. — С. 21-43. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.46.80.002.
1. Олейников В. С. Проблемы воспитания профессиональной нравст-венной культуры курсантов системы ОВД РФ. СПб. : Питер, 2017. – 228 с.
2. Ковров В. В. Педагогическая поддержка и сопровождение развития субъектной позиции курсанта в образовательном процессе // Вестник экономической безопасности. 2018. № 2. С. 294–301.
3. Мещерякова С. В. Патриотизм как ценностно-смысловое образование в структуре личности российского предпринимателя : автореф. дис. ... канд. психол. наук по специальности 19.00.13. М., 2008. – 24 c.
4. Макаров В. В. Патриотизм как явление общественного сознания: его источники и структура : автореф. дис. ... канд. филос. наук по специальности 09.00.11. Волгоград, 1969. – 17 с.
5. Лыкова Т. Р. Структура патриотической позиции // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 44–49. URL: http://www.sciens-education.ru|127-20593 (дата обращения: 18.10.2019).
6. Организация работы по патриотическому воспитанию сотрудни-ков органов внутренних дел, курсантов и слушателей образовательных уч-реждений системы МВД России : методические рекомендации / под общ. ред. В. Я. Кикотя, В. Л. Кубышко. М. : ЦОКР МВД России, 2009. – 20 с.
7. Сутковая Н. В. Феномен «Педагогическое сопровождение» в актуальных педагогических исследованиях // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф., январь 2017 г., Челябинск. Челябинск : Два комсомольца, 2017. С. 49–52.
8. Панова О. С., Прилепин Е. П. Военно-патриотическая акция как форма патриотического воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России : сборник статей победителей II Международного научно-практичес-кого конкурса 5 апреля 2016 г. Пенза : Наука и Просвещение. 2016. С. 167–171.
9. Молоствов А. Н. Психолого-педагогическое сопровождение формирования толерантного поведения курсантов образовательных организаций МВД России : дис. … канд. пед. наук по специальности 13.00.08. Йошкар-Ола, 2015. – 164 с.
10. Пряжникова Е. Ю. Психология труда : учебник для академичес-кого бакалавриата М. : Издательство «Юрайт», 2016. – 520 с.
11. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение личности: механизмы и образовательные ресурсы // Человек и образование. 2014. № 3. С. 45–47.
12. Зеер Э. Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования. М. : Академия, 2015. – 150 с.
13. Марченко Г. В. О воспитании молодежи на традициях российс-кого офицерского корпуса // Наука, техника и образование. 2015, № 3 (9). С. 55-58. – ISSN 2312-8267
14. Гогин А. А. К вопросу о защите нравственности как фундаментальной социальной ценности // История государства и права. 2015. № 13. С. 14–18 .
15. Петровских С. А. Педагогическое сопровождение деятельности командиров подразделений внутренних войск МВД России в воспитании личного состава // Молодой ученый. 2015. № 22. С. 849–853.
16. Витольник Г. А., Душкин, А.С. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел : учеб. пособие. СПб. : Изд-во
СПб ун-та МВД России, 2014. 126 с.
17. Овчинников О. А. Патриотическое воспитание курсантов и его виды // Молодой ученый. 2014. № 15 (74). С. 293–295.
18. Патриотизма без духовности не бывает : cборник статей. Москва : Издательство МосУМВД России, 2014. С. 72.
19. Горбачева И. Е., Румянцева Т. Н., Шалаева Ю. Е. Совершенст-вование нравственного воспитания кадров полиции в современных условиях : монография. Руза : Московский областной филиал Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя, 2014. С. 104.
20. Гурьев М. Е. Анализ особенностей воспитания профессионально-нравственной культуры сотрудников органов внутренних дел // Теория и практика актуальных исследований : материалы X Международной научно-практической конференции, 27 февраля 2015 г., Краснодар. Краснодар : Научно-издательский центр «Априори», 2015. С. 33–42.
21. Щеглов А. В. Профессионально-нравственное воспитание как основа кадровой политики в МВД // Государственная служба и кадры. 2014. № 1. С. 12–17.
22. Олейников В. С., Душкин А. С., Гурьев М. Е. Системно-деятельностный подход в исследовании профессионально-нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 1. С. 183–187.