Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 6 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.69.26.007
УДК: 378.147
ББК: 74.202
З. М. Большакова ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А.Г. Ряхова ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и теоретической физики, Башкир-ский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
УРОВНЕВОЕ УСВОЕНИЕ КУРСА ОБЩЕЙ ФИЗИКИ СТУДЕНТАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация

Введение. В статье представлен обзор основных идей решения ряда актуальных проблем, возникающих при освоении курса физики в техническом университете; обоснована важность проблемы формирования развивающихся физических знаний (далее ФРФЗ).

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научно-педагогической и методической литературы, посвященной проблеме ФРФЗ и методу погружения. Цель работы — раскрыть модель формирования развивающихся знаний и комплекса педагогических условий ее эффективной реализации.

Результаты. Спроектирована и описана структурно-функ-циональная модель, в рамках которой авторами разработана методика формирования развивающихся знаний на основе метода погружения на лабораторных занятиях по курсу общей физики технического вуза; определен комплекс педагогических условий, обеспечивающих реа-

 

лизацию модели. Рассмотрена система разнофункциональных задач; смоделирована сущность логических структур и реализовано их смысловое содержание.

Обсуждение. Педагогические условия являются обязательной средой для результативного функционирования модели формирования развивающихся знаний. Для анализа результативности модели выделены критерии (мотивационный, когнитивный, субъект-ный), оцениваемые по уровням: низкий, средний, достаточный, высокий. Переход обучающихся на более высокий уровень является показателем результативности разработанной модели.

Заключение. Делается вывод о том, что реализация авторской модели будет способствовать формированию развивающихся знаний студентов технического вуза.

Ключевые слова

общая физика; технический вуз; лабораторные занятия; функциональность знаний; развивающиеся знания; метод погружения; система разнофункциональных задач; логичес-кие структуры

Основные положения

– описана структурно-функциональная модель формирования развивающихся знаний;

– обоснован метод погружения на лабораторных занятиях по курсу общей физики;

– представлен комплекс педагогических условий эффективной реализации модели.

Цитировать публикацию

Большакова, З. М.  УРОВНЕВОЕ УСВОЕНИЕ КУРСА ОБЩЕЙ ФИЗИКИ СТУДЕНТАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА [Текст] / З. М. Большакова, А.Г. Ряхова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  6. — С. 103-114. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.69.26.007.

Библиографический список

1. Ан А. Ф., Соколов В. М. Оценка уровня подготовленности по физике в техническом вузе // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2015. № 2. С. 286–307.

2. Даммер М. Д., Зубова Н. В. Методика обучения физике в техническом вузе на основе комплексной кейс-технологии // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2015. Т. 7. № 2. С. 9–15.

3. Торсыкбаева Б. Б., Жуманова У. Т. Внедрение критериальной системы оценивания по химии // Наука и мир. 2016. № 3 (31). С. 108–111.

4. Потапова М. В. Методологический анализ пропедевтики в системе непрерывного физического образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2008. № 7. С. 118‒129.

5. Пурышева Н. С., Гилёв А. А. Проектирование методик обучения физике на основе морфологического анализа // Известия Самарского научного центра РАН. 2014. Т. 16. № 2-1. С. 96–100.

6. Караев Ж. А. Вопросы внедрения критериальной системы оценивания в практику школы Республики Казахстан // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 5. С. 58–62.

 

7. Толчина С. И. Методика оценки сформированности профессиональных компетенций в рамках компетентностного подхода в обучении физике студентов технического вуза // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3 (46). С. 113–115.

8. Агибова И. М., Федина О. В. Методика формирования исследовательских компетенций студентов-физиков в рамках лабораторного практикума // Физическое образование в вузах. 2015. Т. 21. № 2. С. 13–24.

9. Кольцов Ю. В. Школа академика М. П. Щетинина. Попытка встре-титься : в 2 кн. СПб., 2007. 1 кн. Ч. 2. – 182 с. (Серия «Школа будущего»).

10. Ряхова А. Г. Формирование развивающихся знаний на лабораторных занятиях по курсу общей физики технического вуза : дис. … кандидата пед. наук по специальности 13.00.02. Челябинск, 2018. – 218 с.

11. Бабикова Н. Н. Проектирование результатов обучения с исполь-зованием модифицированной таксономии Блума // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. № 46. С. 77–84.

12. Мустафина Г. А., Мустафина Д. А., Короткова Н. Н. Преодоление формализма знаний студентов технического вуза через формирование инженерного мышления // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2009. Т. 10. № 6. С. 113–116.

13. Беспалько В. П. Природосообразная педагогика. М.: Народное образование, 2008. – 512 с.

14. Krathwohl D.R. (2002),”A Revision of Bloom's Taxonomy: An Overview”, Theory into practice, vol. 41, no. 4, pp. 212–218.