Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 6 Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.15.42.016
УДК: 37.032
ББК: 74.00
В. С. Васильева ORCID
Кандидат педагогических наук, Доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. А. Селенкова ORCID
Преподаватель кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ НАРУШЕНИИ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в качестве средства коррекции нарушений лексико-грамматического строя и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР; представлен обзор основных точек зрения различных исследователей на проблему ОНР и внедрения ИКТ в систему специального (коррекционного) образования; раскрыты дидактические возможности ИКТ, применяемых в логопедической практике.

Цель статьи – обосновать авторскую концепцию эффективной организации логопедической работы по коррекции нарушений лексико-грамматического строя и связной речи у старших дошкольниов с ОНР, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвящённой проблеме коррекции нарушений лексико-грамматического строя и связной речи у старших дошкольников с ОНР, использования ИКТ в системе специального (коррекционного образования); а также диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, методы статистической обработки данных.

Результаты. Разработано содержание логопедической работы с оптимальным использованием ресурсных возможностей ИКТ, способствующее более эффективному преодолению нарушений лексико-грамматического строя и связной речи у старших дошкольников с ОНР, в сравнении с традиционной логопедической коррекцией; представлена организационная структура и характеристика основных компонентов коррекционно-развивающей работы.

Обсуждение. Приводится обоснование,что результативностью использования информационно-коммуникационных технологий в качестве средства коррекции нарушений лексико-грамматического строя и связной речи у старших дошкольников с ОНР является повышение эффективности коррекционной работы в целом, соответствие уровня развития указанных компонентов речевой системы у данной категории детей возрастным стандартам.

Заключение. Делается вывод о том, что реализация содержания логопедической работы посредством ИКТ способствует более эффективному преодолению нарушений лексико-грамматического строя и связной речи у старших дошкольников с ОНР, по сравнению с традиционной логопедической коррекцией.

Ключевые слова

информационно-коммуникационные технологии; общее недоразвитие речи; логопедическая коррекция; старшие дошкольники; лексико-грамматический строй речи, связная речь

Основные положения

определены дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий, используемых в логопедической практике;

представлено содержание логопедической коррекции на основе ИКТ, способствующее более эффективному преодолению нарушений лексико-грамматического строя и связной речи у старших дошкольников с ОНР.

Цитировать публикацию

Васильева, В. С.  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ НАРУШЕНИИ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [Текст] / В. С. Васильева, А. А. Селенкова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  6. — С. 249-267. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.15.42.016.

Библиографический список

1. Волкова Л. С. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 703 с. (Серия «Коррекционная педагогика»).

2. Селиверстов В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.– 400 с.

3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Коррекция нарушений речи : программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. М. : Просвещение, 2010. 272 с. (Серия «Коррекционное образование»).

4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / М. Ф. Фомичева [и др.] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т. В. Волосовец. М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.

5. Вaсильевa В. С., Абрамовских А. А. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста // Коррекционно-педагогическое образование. 2016. Т. 8. № 4. С. 18–26.

6. Троян Г. М. Универсальные информационные и телекоммуникационные технологии в дистанционном образовании : учебное пособие для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. М. : РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2002. – 153 c.

7. Кукушкина О. И. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования : монография. М. : По-

 

лиграф-сервис, 2005. – 327 с.

8. Трифонова Э. П. Использование информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе по развитию познавательной сферы глухих школьников : дис. … канд. пед. наук. М., 2008. – 286 с.

9. Буланова-Топоркова М. В. и др. Педагогические технологии : учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В. С. Кукушкина. Изд. 3-е, испр. и доп. Москва; Ростов-на-Дону : МарТ, 2006. – 333 с. ( Серия «Педагогическое образование»).

10. Солоневичева М. Н. Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях : методическое пособие. СПб : ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2008. – 88 c.

11. Васильева В. С. Научно-теоретические основы концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 11-3 (53). С. 27–29.

12. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. П. Балобанова [и др.] : cб. методических рекомендаций. СПб. : ДЕТСТ-ВО-ПРЕСС (РГПУ им. А. И. Герцена), 2001. – 240 с.