Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 2 (155) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.155.2.006
УДК: 372.8
ББК: 81.411
Г. С. Иваненко ORCID
Доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ЧТЕНИЯ НОВОСТНОГО ТЕКСТА ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность создания и развития методик работы с текстами различных стилей и жанров при обучении иностранных студентов русскому языку.  Цель статьи – обосновать и раскрыть методику обучения иностранного студента на начальных этапах освоения русского языка быстрому и эффективному чтению новостного текста.

Материалы и методы.Основными методами исследования являются анализ научной литературы, а также диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, анкетирование, тестирование.

Результаты. Разработана эффективная пошаговая методика работы с новостными текстами при обучении русскому языку как иностранному студентов, начинающих изучать русский язык.

Обсуждение. Преподаватели русского языка как иностранного при использовании предлагаемой методики могут внести дополнения и коррективы, связанные как с этнокультурными особенностями мышления студентов различных этносов, так и с этапом освоения русского языка.

Заключение. Методика экспресс-чтения  новостного текста при обучении русскому языку как иностранному состоит из этапов: понимание общей тематики текста, выделение лексических доминант (числительных, имен собственных, глаголов, повторяющихся лексем), определение значений ключевых слов.

Ключевые слова

обучение русскому языку как иностранному; новостной текст; экспресс-чтение; восприятие; понимание; интерпретация

Основные положения

– определено место новостного сюжета в структуре коммуникативных потребностей студента-иностранца, начавшего обучение в российском вузе;

– разработана функциональная пошаговая методика эффективного скоростного чтения новостных текстов студентами, изучающими русский язык как иностранный;

– предлагаемая методика включена в систему курса обучения русскому языку как иностранному: выявлены те аспекты лингвокультурологической, лексикологической и грамматической подготовки, которые являются базовыми для обучения экспресс-чтению и, соответственно, должны ему предшествовать.

Цитировать публикацию

Иваненко, Г. С.  МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ЧТЕНИЯ НОВОСТНОГО ТЕКСТА ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ [Текст] / Г. С. Иваненко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  2 (155). — С. 100-112. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.155.2.006.

Библиографический список

1. Адаева О. Б., Иваненко Г. С. От целеполагания к условиям реализации: о концепции курса русского языка в школе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 10.  С.14–20.

2. Адаева О. Б. Упражнения, реализующие идеографический подход к изучению родного языка // Филологический класс. 2018. № 3.  С. 92–99.

3. Бабушкина О. В. Формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы: теория и практика международных исследований // Электронное периодическое издание «Преемственность в образовании». 2016 .№ 10. URL: http://journal.preemstvennost.ru/ (дата обращения:  09.01.2019).

4. Бранд О. Функциональная грамотность в промышленно развитых странах // Перспективы. Вопросы образования.1988. № 2. C. 37–50.

5. Иваненко Г.С. Понятия значения, смысла, понимания, восприятия, интерпретации текста в концепции целевого лингвистического судебного исследования // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 4 (35). С.74–78.

6. Иваненко Г. С. Определение позиции автора: пять этапов когнитивного процесса декодировки информации // Филологический класс. 2018. № 4(54). С.117–123.

7. Иваненко Г. С. Формирование представления о динамических процессах в языке и языкознании как средство становления гуманитарного мышления // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 472–475

8. Казачук И. Г., Глухих Н. В. Русский глагол: изучение с синхронии и диахронии : учебно-практическое пособие для студентов филологических факультетов. Челябинск : Изд-во «Библиотека А. Миллера», 2019. – 69 с.

9. Никитина Е. Ю., Копырина М. В., Харлова Н. М. Учебно-методические пособия по русскому языку как иностранному для подготовительного и начального этапов обучения в российском вузе  // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2019. № 3. С.146–160. DOI: 10.25588/CSPU.2019.41.78.011.

10. Дорога в Россию : учебник русского языка (базовый уровень) / В. Е. Антонова [и др.]. – М. : ЦМО МГУ им. Ломоносова ; СПб. : Златоуст, 2011. –  256 с.

11. Миллер Л. В., Политова Л. В. Жили-были …. 12 уроков русского языка. Базовый уровень : учебник. 5-е изд. СПб. : Златоуст, 2011. – 200 с.

12. Чернышов С. И., Чернышова А. В. Поехали! Русский язык для взрослых. Базовый курс : в 2 т. СПб. : Златоуст, 2019. – 176 с.

13. Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. Донецк : «Сталкер», 1998. – 396 с.