Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 2 (155) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.155.2.007
УДК: 378.14
ББК: 74.489
С. В. Крайнева ORCID
Кандидат биологических наук, доцент кафедры информационных, математических и естественнонаучных дисциплин, Южно-Уральский институт управления и экономики
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
О. Р. Шефер ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, Профессор кафедры физики и методики обучения физике, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
С. А. Рогозин ORCID
Старший преподаватель кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ СВЯЗЬ ФИЗИКИ И ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Аннотация

Введение. В статье обосновывается эффективность методики реализации межпредметных связей физики и электротехники при обучении студентов специалитета в институте путей сообщения в условиях парадигмы изменения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования с 3+ на 3++.

Материалы и методы. Анализ состава рабочих программ дисциплин «Физика» и «Электротехника», изучаемых студентами специалитета института путей сообщения, и методов реализации межпредметных связей, в зависимости от времени изучения дисциплин, готовности преподавателей к организации освоения обеих дисциплин студентами специалитета в условиях межпредметных связей, наблюдение за образовательным процессом, анкетирование и методы математической статистики.

Результаты. В статье описываются результаты внедрения в образовательный процесс института путей сообщения элективного курса «С электричеством на «ты» для студентов специалитета, позволившего им в условиях межпредметных связей физики и электротехники более успешно достигать планируемых результатов освоения общеобразовательной («Физика») и профессиональной («Электротехника») дисциплин.

Обсуждение. На основе рассмотренного теоретического обоснования использования межпредметных связей профессиональных и общеобразовательных дисциплин нами была разработана методика реализации межпредметных связей физики и электротехники в условиях компетентностного подхода. Коэффициент эффективности предлагаемой методики равен отношению достигнутого уровня экспериментальной группы студентов специалитета к аналогичному уровню контрольной группы студентов:

ŋ=〖ДУ〗_э/〖ДУ〗_к =1,1899.

Заключение. Использование методики реализации межпредметных связей физики и электротехники в условиях компетентностного подхода способствует улучшению показателей качества усвоения знаний и умений по физике и электротехнике студентами специалитета института путей сообщения.

Ключевые слова

межпредметные связи; физика; электротехника; компетентностный подход; студенты специалитета; техника и технологии наземного транспорта

Основные положения

– рассмотрены теоретические аспекты использования межпредметных связей профессиональных и общеобразовательных дисциплин в условиях компетентностного подхода;

– описана методика организации элективного курса «С электричеством на «ты», в основе которого лежит проектная деятельность обучающихся в специалитете, осуществляемая в условиях межпредметных связей физики и электротехники;

– дан анализ результатов педагогического эксперимента по внедрению в образовательный процесс института путей сообщения межпредметного элективного курса «С электричеством на «ты» в условиях компетентностного подхода.

Цитировать публикацию

Крайнева, С. В.  МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ СВЯЗЬ ФИЗИКИ И ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ [Текст] / С. В. Крайнева, О. Р. Шефер, С. А. Рогозин, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  2 (155). — С. 113-130. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.155.2.007.

Библиографический список

1. Усова А. В. Межпредметные связи в преподавании основ наук // Народное образование. 1984. № 8. С. 78–82.

2. Бурцева Н. М. Межпредметные связи как средство формирования ценностного отношения учащихся к физическим знаниям : дис. … кан. пед. наук 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (физика). СПб., 2001. 231 с.

3. Максимова В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения : книга для учителя. М. : Просвещение, 1984. – 143 с.

4. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе : учебное пособие к спецкурсу. Л. : ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1979. – 80 с.

5. Черкес-Заде Н. М. Межпредметные связи как условие совершенствования учебного процесса : дис. … кан. пед. наук 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. М., 1968. – 301 с.

6. Тихонова Е. А. Межпредметные связи в педагогике // Актуальные проблемы инновационного педагогического образования. 2018. Вып. 2 (5). С. 6–9.

7. Дондоков Д. Д. Межпредметные связи физики и электротехники как дидактическое условие повышения качества знаний будущих учителей физики и технологии : дис. … док. пед. наук 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (физика). Челябинск, 2005. – 360 с.

8. Смотрова И. С., Косточакова Р. А. Повышение эффективности обучения через межпредметные связи физики и электротехники // Вестник науки и образования. 2019. Вып. 17 (71). С. 56–59.

9. Рожкова О. В., Собачкина В. А. Реализация межпредметных связей физики и профессиональных дисциплин с использованием компетентностно-ориентированных заданий // Вестник белгородского института развития образования. 2018. Вып. 1 (7).. С. 25–29.

10. Бабаев В. С., Евграфова И. В., Сегаль И. Ф. О межпредметных связях курсов электротехники, физики и математики // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2015. № 1. С. 159–160.

11. Гуринович О. В. Роль межпредметных связей при обучении бакалавров физике и электротехнике // Наука и современность. 2016. Вып. 3 (9). С. 66–77.

12. Дондоков Д. Д. Методические основы преподавания электротехники в педагогическом вузе : монография. Улан-Удэ, 2003. – 240 с.

13. Грабарь М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: непараметрические методы. М. : Педагогика, 1977. – 136 с.