Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье предлагается актуальная для современной науки проблема управления качеством дошкольного образования посредством профессиональной компетентности педагога, рассматривается структура профессиональной компетентности педагога дошкольного образования и входящие в ее состав образовательные и социальные компетенции.
Материалы и методы. Для понимания сущности профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, выделения ее структуры используются такие методы исследования, как анализ нормативно-правовых документов, в которых определены требования к квалификации педагогов, а также анализ научных исследований, рассматривающих различные подходы к пониманию сущности профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.
Результаты. По итогам анализа нормативно-правовых документов и научных исследований рассмотрена сущность основных понятий — «качество дошкольного образования», «управление качеством дошкольного образования», «профессиональная компетентность педагога дошкольного образования», структура профессиональной компетентности педагога дошкольного образования как комплекс образовательных и социальных компетенций.
Обсуждение. В статье подчеркивается, что профессиональная компетентность педагога является одним из средств управления качеством дошкольного образования через реализацию образовательных и социальных компетенций.
Заключение. По итогам изучения нормативно-правовых документов и научных исследований дается обоснование содержания феномена «профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования», предлагается структура профессиональной компетенции, характеристика образовательных и социальных компетенций, что в дальнейшем позволит определить для них соответствующие критерии, показатели и методы оценивания, а также формы и методы работы по формированию профессиональной компетентности педагогов дош-кольного образования.
качество дошкольного образования; управление качеством дошкольного образования; компетенция; компетентность; профессиональная компетентность педагога дошкольного образования; образовательная программа; структура профессиональной компетентности педагога дошкольного образования; образовательные и социальные компетенции педагога дошкольного образования
– определена сущность понятий «качество дошкольного образования», «профессиональная компетентность педагога как средство управления качеством дошкольного образования» через комплекс образовательных и социальных компетенций;
– рассмотрены требования современных нормативно-правовых документов к уровню профессиональной компетентности педагога, а также различные подходы к пониманию профессиональной компетентности в научной литературе;
– выявлены структурные компоненты профессиональной компетентности педагога через анализ содержания образовательной программы — образовательные и социальные компетенции педагога дошкольного образования.
Садыкова, Т. Н. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ [Текст] / Т. Н. Садыкова, С. Г. Молчанов, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2020. — № 2 (155). — С. 174-184. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.155.2.011.
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : утвержден приказом Министерства образования и науки Рос. Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Шишов С. Е., Кальней В. А., Гирба Е. Ю. Мониторинг качества образовательного процесса в школе : монография. М. : ИНФРА-М, 2018. – 205 с.
4. Профессиональная деятельность педагога: новые подходы и решения : коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова [и др.]. Ульяновск : Зебра, 2017. – 287 с.
5. Как воспитателю выстраивать деятельность по профессиональному стандарту / авт.-сост. Ю. А. Афонькина. Волгоград : Учитель, 2018. 209 с.
6. Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность : приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2014 г. № 1547 : зарег. в Минюсте РФ 2 февраля 2015 г. № 35837. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Абасова С. В., Багаутдинова С. Ф., Владельщикова С. В. Персонифицированная программа развития профессиональной компетентности воспитателя. Магнитогорск : Магнитогорский дом печати, 2019. – 79 с.
8. Соломенникова О., Гладкова Ю. Профессиональная компетентность современного педагога : вопросы формирования и непрерывного совершенствования // Дошкольное воспитание. 2018. № 11. С. 86–93.
9. Абашина В. В. К вопросу о профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в современных условиях [Электронный ресурс] // Мир науки. 2017. № 1, Т. 5. URL: http://mir-nauki.com/PDF/49PDMN117.pdf (дата обращения: 10.03.2020).
10. Панфилова О. И. Понятие «профессиональная компетентность» и различные подходы к изучению феномена данного понятия // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф., октябрь 2016. Казань : Бук, 2016. С. 3–6.
11. Молчанов С. Г., Садыкова Т. Н. Основания для построения теории профессионально-педагогической компетентности // Социум и власть. 2018. № 1 (69). С. 113–126.