Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В данной статье рассматривается роль проблемного обучения в процессе подготовки студентов к межкультурному взаимодействию. Цель статьи — раскрыть преимущества проблемного обучения для формирования речевых монологических умений на основе аутентичного фабульного текста. Авторы уделяют особое внимание аутентичным фабульным текстам и предлагают дидактические решения их использования в процессе подготовки студентов к межкультурному взаимодействию.
Материалы и методы. В статье представлены следующие методы исследования: обзор работ отечественных и зарубежных исследователей, а также нормативно-правовых и законодательных актов Российской Федерации в сфере образования; анализ преимуществ использования аутентичных фабульных текстов в процессе подготовки студентов к межкультурному взаимодействию, выявление уровня сформированности речевых монологических умений у обучающихся факультета иностранных языков посредством диагностических методик, таких как наблюдение, анкетирование, тестирование и методы обработки данных.
Результаты. Многолетний опыт педагогической деятельности на факультете иностранных языков позволяет убедиться в том, что систематическое применение методов проблемного обучения способствует формированию речевых монологических умений, которые являются необходимыми для подготовки студентов к межкультурному взаимодействию, так как данные умения позволяют обучающимся высказывать свою точку зрения, аргументировано её отстаивать, принимать во внимание позицию оппонента, соглашаться с ней или оспаривать ее. Сформировать собственную точку зрения, найти пути решения поставленной проблемы помогает использование аутентичных фабульных текстов. Наравне с этим аутентичные фабульные тексты знакомят обучающихся с культурой и ценностями стран изучаемого языка, с особенностями менталитета, что повышает уровень сформированности межкультурной компетенции у студентов и подготавливает их тем самым к межкультурному взаимодействию.
Обсуждение. Как отечественные, так и зарубежные педагоги отводят значимую роль проблемному обучению в процессе подготовки будущих специалистов. Его эффективность определяется развитием творчества, креативности и нестандартности мышления обучающихся, что особенно важно при формировании речевых монологических умений, которые составляют наряду с речевыми диалогическими умениями основу для межкультурного взаимодействия.
Заключение. Проблемное обучение в процессе подготовки студентов к межкультурному взаимодействию, бесспорно, обладает рядом преимуществ для формирования речевых монологических умений на основе работы с текстом. Аутентичный фабульный текст способен в полной мере передать речевую ситуацию, что является основой для порождения речевых высказываний обучающихся. Правильно подобранные тексты определяют содержательную ценность речевых высказываний обучающихся, способствуют достижению поставленных целей, а именно, позволяют подготовить обучающихся к межкультурному взаимодействию.
проблемное обучение; монолог; монологические умения; фабульный текст; аутентичные материалы; межкультурное взаимодействие
– доказаны преимущества проблемного обучения для подготовки обучающихся к межкультурному взаимодействию;
– выявлена роль аутентичных фабульных текстов как базиса для создания речевых высказываний при решении коммуникативной задачи в процессе формирования речевых монологических умений у студентов факультета иностранных языков;
– проанализированы возможности аутентичных фабульных текстов для ознакомления и принятия ценностных ориентаций стран изучаемого языка с целью подготовки обучающихся к межкультурному взаимодействию в современном мультикультурном обществе.
Бароненко, Е. А. РОЛЬ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ [Текст] / Е. А. Бароненко, Елена Борисовна Быстрай, Ю. А. Райсвих, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2020. — № 2 (155). — С. 33-56. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.155.2.002.
1. Скоробренко И. А. Реализация коммуникативного подхода на занятиях по иностранному языку в свете требований к современному иноязычному образованию // Научные школы. Молодёжь в науке и культуре XXI века : материалы Международного научно-творческого форума (научной конференции). Челябинск : ЧГИК, 2018. С. 205–209.
2. Григорьева Е. В. Субъект-субъектный подход в обучении взрослых в условиях современного российского образования // Взаимодействие педагогов и специалистов социальной сферы с разными категориями населения : материалы IX Международных социально-педагогических чтений им. Б. И. Лившица. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2018. С. 97-101.
3. Бароненко Е. А., Белова Л. А., Слабышева А. В. Креативная иноязычная дидактическая среда как одна из форм развития коммуникативной компетенции // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 6-3 (60). С. 183–186.
4. Евдокимов Р. М., Атоян П. А., Полковникова Е. Ю. Проблемное обучение в высшей школе // Вопросы педагогики. 2019. № 4-2. С. 93–101.
5. Дубив Н. В. Формирование рефлексивных способностей студентов пос-редством технологии «Европейский языковой портфель» (на примере дисциплины «Иностранный (немецкий) язык») // Глобальный научный потенциал. 2019. № 2 (95). С. 42–45.
6. Кусарбаев Р. И., Калугина Е. В., Мухаметшина О. В. Подготовка студентов к межкультурному взаимодействию в процессе иноязычного образования в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 60–63.
7. Быстрай Е. Б., Скоробренко И. А. Речевая направленность урока иностранного языка как условие формирования коммуникативной компетенции обучающихся // Евразийский гуманитарный журнал. 2018. № 2. С. 99–102.
8. Райсвих Ю. А., Бароненко Е. А., Быстрай Е. Б., Штыкова Т. В. Роль мотивации в процессе повышения эффективности обучения иностранным языкам // Фундаментальная и прикладная наука. 2017. № 4 (8). С. 74–78.
9. Конышева А. Ю., Райсвих Ю. А., Быстрай Е. Б. Способы работы с текстом через призму формирования языковой компетенции // Теоретические и прикладные аспекты лингвообразования. Сборник научных статей Межвузовской научно-практической конференции / под редакцией Л. С. Зникиной. Кемерово : КузГТУ, 2019. С. 157–161.
10. Морозова И. Г. Использование дискуссии на занятиях иностранного языка в рамках проблемного обучения при подготовке современных специалистов // Иностранные языки. Теория и практика. 2010. № 1. C. 25–35.
11. Скворцов А. В. Роль проблемного обучения в подготовке бакалавров педагогического образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. Т. 3. № 3. С. 7–15.
12. Овчинникова А. Я., Усенко С. В., Максимов В. Н. Совершенствование образовательной системы студентов: проблемное обучение // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2016. № 2 (23). С. 125–128.
13. Мазитова А. Р., Багаутдинова А. М. Особенности применения проблемных ситуаций на уроках немецкого языка // Образование и культура : сборник материалов Международной научно-практической конференции. Набережные Челны : Издательство ФГБОУ ВО «НГПУ», 2020. С. 150–154.
14. Горгарова Я. Ю. Формирование иноязычной коммуникативной компетентности студентов вуза на основе использования методов проблемного обучения // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 63-6. С. 52–55.
15. Солопова О. С., Малкова Т. В. Проблемное обучение как активный ме-тод обучения иностранным языкам // Вопросы педагогики. 2020. № 3-1. С. 204–207.
16. Минакова Л. Ю., Тихонова Е. В. Методические аспекты обучения межкультурной коммуникации и переводческой деятельности: учебное пособие. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2018. 122 с.
17. Копжасарова У. И., Бексултанова Л. А. Совершенствование иноязычных умений студентов с использованием проблемных методов обучения // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 3-5 (59). С. 56–60.