Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 2 (155) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.155.2.014
УДК: 378.14
ББК: 72.5
Е. М. Харланова ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
В. О. Порошин ORCID
Аспирант кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, старший штурман-инструктор корабля, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации (филиал), г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ К ПОЛИСУБЪЕКТНОМУ УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
Аннотация

Введение. Необходимость подготовки курсантов военных вузов к реализации организационно-управленческой деятельности актуализует освоение компетенций полисубъектного управленческого взаимодействия, позволяющего объединить потенциал и усилия многих субъектов в реализации профессиональной деятельности, обеспечив ее эффективность.

Цель данной статьи состоит в разработке и обосновании педагогической системы подготовки курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию.

Материалы и методы. Основными методами исследования выступают анализ, синтез, сравнение, обобщение и моделирование.

Результаты. На основе системного, личностно-деятельност-ного и партисипативного подходов разработана и представлена педагогическая система подготовки курсантов к полисубъектному управленческому взаимодействию, включающая взаимосвязь компонентов (нормативно-целевой, содержательный, оценочно-аналитический) и обеспечивающая поэтапное (этапы: вхождения, исполнительский и содействия) освоение курсантами полисубъектного управления во взаимосвязи подсистем деятельности преподавателя и деятельности студента. С учетом выделенных специфических принципов: цикличности, проактивной адаптивности, управ-ленческой рефлексивности партисипативности, определены содержание и методы подготовки (решение учебных кейсов и ситуационных упражнений, составление аналитических отчетов, коллективная работа по совершенствованию образовательно процесса), обеспечивающие последовательный рост показателей субъектности студентов в освоении компетенций полисубъектного управления.

Обсуждение.Система подготовки курсантов к полисубъектному управленческому взаимодействию учитывает как требования государственного заказа в сфере обеспечения безопасности государства, профессиональных и образовательных стандартов, так и потребности обучающихся в реализации собственного управленческого потенциала и обеспечивает получение курсантами опыта обучения и реализации управленческих функций в условиях полисубъектного взаимодействия в вузе.

Заключение. Разработанная педагогическая система обеспечивает подготовку курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию, реализацию субъектного потенциала курсантов в процессе обучения, предадаптацию к реализации организационно-управленческой профессиональной деятельности будущих офицеров и вносит вклад в преодоление доминанты авторитарных методов управления, не обладающих универсальностью.

Ключевые слова

педагогическая система; полисубъектное управленческое взаимодействие; военное профессиональное образование; подготовка курсантов

Основные положения

– проведен анализ методологических основ системы подготовки к полисубъектному управленческому взаимодействию;

– разработана педагогическая система подготовки курсантов военных вузов к полисубъектному управленческому взаимодействию;

– описаны компоненты разработанной системы и этапы их реализации;

– определены принципы эффективной реализации разработанной педагогической системы.

Цитировать публикацию

Харланова, Е. М.  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ К ПОЛИСУБЪЕКТНОМУ УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ [Текст] / Е. М. Харланова, В. О. Порошин, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  2 (155). — С. 213-231. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.155.2.014.

Библиографический список

1. Вачков И. В. Поле в школе // Школьный психолог. 2002. № 17 (113). С. 16–24.

2. Ashforth, B.E., Rogers, K.M. & Corley K.G. (2011), “Identity in Organizations: Exploring Cross-Level Dynamics”, Organization science, vol. 22, no. 5, pp. 1144–1156. DOI: 10.1287/orsc.1100.0591 (Scopus, WoS).

3. Ickes W. & Gonzalez R. (1994), “Social cognition and social cognition - from the subjective to the intersubjective”, Small group research, vol. 25, no. 2, pp. 294–315. DOI: 10.1177/1046496494252008 (Scopus, WoS)

4. Thompson, M. (2004), “Some proposals for strengthening organizational activity theory”, Organization, vol. 11, no. 5, pp. 579–602. DOI: 10.1177/1350508404044062 (Scopus, WoS).

5. Коваленко В. И. Полисубъектное управление развитием образовательной системы вуза: на материале вузов МВД России : дис. … д-ра пед. наук / Белгородский государственный университет. Белгород, 2005. – 450 с.

6. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. Москва : Политиздат, 1981. – 432 с.

7. Блауберг И. В. Проблема целостности и системный подход. Москва : «Эдиториал УРСС», 1997. – 448 с.

8. Садовский В. Н. Принцип системности, системный подход и общая теория систем // Системные исследования. Ежегодник. Москва : Издательство «Наука», 1978. С. 7–26.

9. Зимняя И. А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы) : коллективная монография. В 2 книгах. Книга 1 / под общей редакцией И. А. Зимней.  Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. С. 244–252.

10. Маркова А. К. Психология труда учителя : книга для учителя. Москва : Просвещение, 1993. – 192 с.

11. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Москва : Сентябрь, 2000. – 112с.

12. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник / под ред. С. А. Смирнова. 4-е изд., испр. Москва : Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с. – ISBN 5-7695-0599-0.

13. Дуранов М. Е., Гостев А. Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности : учеб. пособие. Челябинск : Челябинский государственный университет, 1996. – 72 с.

14. Дашкова Е. С. Партисипативность как частный принцип построения, функционирования и развития инновационных систем стимулирования работников // Инновационная деятельность. 2017. №2 (41). С. 9–13. – ISSN: 2071-5226.

15. Никитина Е. Ю., Костюк И. С. Партисипативный подход к развитию графической компетенции будущих инженеров // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 9. С. 180–188. – ISSN: 1997-9886.

16. Понеделкова М. А. Партисипация управления в системе высшего образования : дис. … канд. социол. наук / Российская академия государственной службы при Президенте РФ. – Москва, 2002. – 181 с.

17. Базавлуцкая Л. М. Система формирования современного менеджера в образовательном пространстве : монография. Челябинск : Издательство Цицеро, 2017. – 180 с. – ISBN 978-5-91283-899-6.

18. Горелова А. В., Ильичева Н. В., Левченко В. В. Формирование коммуникативных навыков менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе : монография. Тольятти : Институт судебной строительно-технической экспертизы, 2020. – 206 с. – ISBN 978-5-6042900-1-9.

19. Савенкова Е. В. Модель развития организационно-управленческой компетентности менеджеров образования при реализации магистерских программ // Инновации в образовании. 2019. № 1. С. 44–55. – ISSN 1609-4646.

20. Симонова А.А. Инновационно-ориентированная подготовка к педагогическому менеджменту в непрерывном профессиональном образовании : монография. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Инфра-М, 2016. – 134 с. – ISBN 978-5-16-010631-1.

21. Харланова Е. М. Развитие социальной активности студентов вуза в процессе интеграции формального и неформального образования : дис. … д-ра пед. наук / Челябинский государственный педагогический университет. Челябинск, 2015. – 435 с.