Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 2 (155) Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.155.2.016
УДК: 159.9.07
ББК: 88.6
Г. В. Валеева ORCID
Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
З. И. Тюмасева ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. Л. Орехова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ К ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕРЕСАХ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация

Введение. В статье раскрыта сущность психологической готовности к деятельности, способствующей сохранению, восстановлению, укреплению и развитию здоровья подрастающего поколения. Дано определение оздоровительной деятельности. Представлены результаты проведенного диагностического исследования на предмет сформированности у субъектов образования психологической готовности к оздоровительной деятельности. Обоснована актуальность целенаправленного формирования у субъектов образования потребнос-ти и готовности к сохранению и укреплению здоровья в интересах личной безопасности. Цель статьи — характеризовать показатели психологической готовности, характеризующие уровень ее сформиро-ванности у субъектов образования в интересах личной безопасности.

Материалы и методы. Основным методом проведенного исследования является логико-теоретический анализ психолого-педагогической и эколого-валеологической литературы, посвященной проблемам психологической готовности, оздоровительной деятельности и здоровью. В исследовании использовалась диагно-стическая программа «Гармония», разработанная З. И. Тюмасевой, И. Л. Ореховой, Г. В. Валеевой, Р. В. Колбиным, Р. В. Нагумановым (свидетельство № 2014661107, 2014 г.), которая позволяет проводить пилотажные исследования адаптации, психологической готовности к оздоровительной деятельности, а также методы статистичес-кой обработки данных.

Результаты. Результатом исследования является обоснование актуальности целенаправ-ленной работы по воспитанию у подрастающего поколения потребности и стремления к сохранению и укреплению своего здоровья как жизненной цен-ности. Проведено исследование, позволившее выявить уровень сформиро-ванности психологической готовности к оздоровительной деятельности у субъектов образования.

Обсуждение. Подчеркивается, что определение уровня сформированности психологической готовности субъектов образования к оздоровительной деятельности ос-новывается на характеристике следующих показателей: психические состояния (тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность), физическое са-мочувствие, потребностное напряжение, личностные ценности.

Заключение. Делается вывод о том, что психологическая готовность к оздоровительной деятельности, использование здоровьесберегающих технологий, реализация потребности в улучшении физического самочувствия, развитии комфорта в существовании, повышении активности в получении новые ощущений от оздоровительной деятельности способствуют личной безопасности субъектов образования. Тем самым актуализируется проблема ее целенаправленного формирования.

Ключевые слова

психологическая готовность; иерархия ценностей; здоровье; оздоровительная деятельность; личная безопасность; психофизическое состояние; психоэмоциональное состояние; субъект образования

Основные положения

– проанализированы подходы к изучению здоровья человека;

– обоснована актуальность формирования у субъектов образования психологической готовности к оздоровительной деятельности в интересах личной безопасности;

– рассмотрены показатели психологической готовности к оздоровительной деятельности.

Цитировать публикацию

Валеева, Г. В.  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ К ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕРЕСАХ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ [Текст] / Г. В. Валеева, З. И. Тюмасева, И. Л. Орехова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  2 (155). — С. 252-274. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.155.2.016.

Библиографический список

1. Проектирование безопасного и здоровьесберегающего пространства «вуз – школа» как условия профессионального становления студентов : коллективная монография / под науч. ред. проф. З. И. Тюмасевой. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 265 с.

2. Орехова Т. Ф. Здоровьетворящее образование в современной школе: актуальность и теоретико-практические основы // Научный результат. 2015. Т. 1. № 3 (5). С. 60–69. (Серия «Педагогика и психология образования»).

3. Никифоров С. Г., Дудченко З. Ф. Психологическое здоровье лично-сти: к истории вопроса в отечественной психологии // Психологический жур-нал. 2019. Т. 40. № 6. С. 55–65.

4. Бердянская Ю. В., Васильева О. С. Взаимосвязь особенностей психо-логического здоровья и ценностно-смысловой сферы личности у подростков и молодежи // Северо-кавказский психологический вестник. 2018. № 16/1. С. 13–24.

5. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. М. : Книга по Требованию. 2014. Т.1. – 392 с.

6. Малярчук Н. Н., Цыбикова Е. Н. Ценность профессионального здо-ровья преподавателя как составляющая корпоративной культуры вуза // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. 2015. № 2 (102). С. 62–65.

7. Ахмерова С. Г. Здоровье педагогов: профессиональные факторы риска // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2001. № 4. С. 28–30.

8. Камскова Ю. Г., Павлов Б. С., Павлов Д. Б., Сарайкин Д. А. Здоро-вье и физическая культура детей в родительской семье на Урале (проблемы самосохраненительного поведения) // Здоровье и образование в XXI веке. Москва, 2016. Т. 18. № 6. С. 56–60.

9. Tretyakova N.V. & Fedorov V. A. (2013), “The quality of health saving activities of educational institutions: conceptual aspect”. Education Sciences and Psychology, v. 4, pp. 112–132.

10. Irkhin V.N. & Bogacheva E.A. (2015), “Management mechanisms of the health oriented educational system development (by the example of Belgorod region schools)”. Research Result. Series: Pedagogic and Psychology of Education, v. 1, no 4 (6), pp. 23–28.

11. Медико-социальная характеристика семей и качество жизни подростков / Нагаев Р. Я. [и др.] // Вестник Российского университета дружбы народов. 2015. № 2. С. 39–44. (Серия «Медицина»).

12. Маджуга А. Г., Салимова Р. М. Здоровьесозидающая направлен-ность образовательного процесса в современной школе : монография. Стер-литамак, 2016. – 362 с.

13. Гаркуша Н. С. Воспитание культуры здоровья современных школь-ников: проблемы и пути их решения : монография. Челябинск : Центр Научного Сотрудничества. 2012. – 188 с.

14. Югова Е. А. Технологии формирования здоровьесберегающей ком-петентности у студентов : монография. Екатеринбург : Изд-во РГППУ. 2012. 116 с.

15. Арпентьева М. Р. Психосоциальное здоровье и взросление человека // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 5 (16). С. 3–13.