Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье проведен теоретический анализ концепций и подходов к определению понятия «ценность». Данный анализ позволит образовательным организациям осуществить отбор, создание и развитие психолого-педагогических условий для формирования ценностно-нравственной сферы личности. На основе анализа научного контекста, систематизации основных концепций и подходов, определена система основных характеристик понятия, выделены общие и специфические, сделан вывод об особенностях рассмотрения понятия « ценность в психологии».
Цель статьи – обосновать и раскрыть различные подходы к понятию «ценность» как концептуальную основу для определения психолого-педагогических условий формирования нравственно-ценностной сферы личности обучающегося.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной изучению понятия «ценность». В процессе исследования нами использовались следующие виды литературных и электронных источников: диссертационные и монографические исследования, научные статьи по проблеме исследования; концептуальные, стратегические и программные документы, определяющие цели, задачи и направления воспитания для формирования нравственно-ценностной сферы в системе общего образования в РФ.
Результаты. На основе проведенного научного анализа выявлены и описаны подходы к определению понятия «ценность», сделан вывод о том, что в психологии ценности понимаются как убеждение; социальная установка; отношение; мотивационное образование; направленность личности; функциональная связь между объектом и субъектом; характеристика, определяющая выбор поведения; структурное иерархически организованное образование; ментальные репрезентации.
Обсуждение. Приводится обоснование, что отечественная психология рассматривает преимущественно ценности как осознаваемые компоненты психики, которые поддаются формированию в ходе учебно-воспитательного процесса. Соответственно для формирования ценностно-нравственной сферы личности необходимо соз-дание психолого-педагогических условий. Различные подходы к пониманию ценностей обуславливают наличие различных психолого-педагогических условий для развития нравственно-ценностной сферы подростков. Отбор условий возможен на основе выделенных характеристик понятия «ценность».
Заключение. Делается вывод о том, что для создания психолого-педагогических условий необходимо учитывать различные подходы к понятию «ценность» и соотносить данное понятие с объективными условиями жизнедеятельности обучающихся, т. к. ценности и сами люди изменяются во времени в результате деятельности.
ценность; системообразующий компонент; моральные ценности; убеждения; отношения; деятельность; установка; направленность личности; поведение
В философии, социологии, этике и психологии доминирует три основных представления о ценностях:
1) это общественные идеалы, существующие в общественном сознании представления о совершенстве;
2) это предметное воплощение этих идеалов в продуктах твор-чества, материальных носителях, осознанных действиях и поступках;
3) мотивационные структуры личности («модели должного», которые лежат в основе жизненных целей человека, – представления о том, как должно быть).
Большинство авторов выделяют две важнейшие характеристики ценности:
1) значимость;
2) вторичный, производный от человеческого бытия характер.
В психологии ценности чаще всего определяются через следующие понятия: убеждения, социальная установка, отношение, устойчивые мотивационные образования, направленность личности, характеристика, определяющая выбор поведение, характеристика, связанная с бессознательными нейронными процессами.
Определены обобщенные характеристики понятия «ценность»:
– ценность — «особая форма связи объекта и субъекта» (М. С. Каган)
– ценности не передаются рациональным научением, а «рождаются» в опыте индивида «на основе переживания» (М.С.Каган)
– объект ценностного отношения субъекта – нравственные качества
– ценностное отношение к объекту наделяет их смыслом и значимостью
– нравственные качества становятся объектом ценностного отношения в «личностном опыте» индивида
– отношения человека к себе, Другому и Миру – осознанная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности
– ценности есть существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивид или социальная группа соотносят свои действия
– ценности образует внутренний стержень личности, квинтэс-сенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общнос-тей.
Смагина, Е. Н. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР КОНЦЕПЦИЙ ЦЕННОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ [Текст] / Е. Н. Смагина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2020. — № 2 (155). — С. 275-295. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.155.2.017.
1. Духовно-нравственные ценности современного образования: коллективная монография / под ред. Е. В. Крикун. Белгород : Белгор. гос. аграр. ун-та им. В. Я. Горина, 2016. 307 с.
2. Актуализированные ценности современного российского общества : коллективная монография / под общ. ред. И. А. Халий. М. : Институт социологии РАН, 2015. 273 с.
3. Тамбовцев В. Л. Онтогенез индивидуальных ценностей // Общественные науки и современность. 2017. № 1. С. 156 – 164.
4. Узлова Н. В. Ценностные ориентации в эпоху трансформаций: социально-педагогический аспект // Успехи современной науки. 2016. Том 9. № 12. С. 31–33.
5. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодёжной политики: результаты исследования : коллективная монография / под общ. ред. С. В. Чуева. М. : Издательский дом ГУУ, 2017. – 131 с.