Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 1 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.26.25.014
УДК: 373
ББК: 88.834.023
Е. Г. Черникова ORCID
Доцент, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы, педаго-гики и психологии, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Т. Г. Пташко ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Надежда Валерьевна Сиврикова ORCID
ЮУрГГПУ, доцент
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ
Аннотация

Введение. В статье раскрыта суть и значение информального компонента образовательной среды современных подростков.

Материалы и методы. Наше исследование направлено на выявление современных тенденций отношения подростков к интернету, книгам, их роли в процессе обучения. Эмпирические результаты исследования основаны на данных, собранных в 2018 г. в муниципальных общеобразова-тельных школах г. Челябинск и Челябинской области. В общей сложности

 

в исследовании приняли участие 192 учащихся 8–9 классов. Для сбора эмпирических данных использовался опрос.

Результаты. Приведены данные эмпирического исследования, направленного на выявление современных тенденций отношения подростков к интернету, книгам, их роли в процессе обучения. Более половины подростков, принимавших участие в опросе, все свое свободное время посвящают интернету. В интернете подростки чаще всего смотрят зарубежные художественные фильмы, читают книги, о которых находят отзывы на форумах, находят необходимую (полезную) информацию, как для расширения своего кругозора, так и для жизни в целом.

Обсуждение. Представлен анализ российских и зарубежных исследований образования подростков через их медиапотребление; анализ гендерных различий самоактуализации в интернет-среде. Выделены аспекты положительного и отрицательного воздействия интернета на личностное и интеллектуальное развитие подростков, их социализацию и психологическое благополучие (интернет-зависимость).

Заключение. Установлено, что в целях информального образования подростки чаще всего используют интернет, книги и телевидение. Интернет в жизни подростков занимает значительное место. Под влиянием интернета у подростков, как мальчиков, так и девочек, стало больше друзей, они стали смелее высказывать свое мнение, стали более терпеливыми. Каждый десятый отметил негативное влияние интернета на свое психологическое состояние.

Ключевые слова

информальный компонент образования, подросток, медиасредства, медиапотребление, гендерные различия, интернет-зависимость

Основные положения

Рассмотрены результаты исследований современного образования школьников. Установлено, что многие исследователи говорят о неодноз-начности отношения школьников-подростков к официальному образованию и расширению информального компонента образования, подразумевающего получение знаний подростками из других информационных поз-

 

навательных источников, одним из которых является интернет, книги, телевизионные программы. Исследователи сходятся во мнении, что современная молодежь все больше и больше вовлекается в медиапространство, перенося в виртуальный мир традиционные коммуникативные практики. Исследуются гендерные аспекты медиапотребления. Исследователи различают интересы мужской и женской частей аудитории интернета. Для женщин это в основном общение и поддержание социальных связей. Структура же деятельности мужчин более широка. В исследованиях ус-тановлено, что в основе использования социальных сетей у подростков разного пола лежат разные мотивы. Девушки общаются в сети с теми, кто им нравится, и с одноклассниками, а юноши чаще используют социальные сети для компенсации неудач в реальном общении и поиска признания.

В этой связи важным является знание того, какое место занимают информальные источники в жизни современного подростка, какое влияние они оказывают на их личностное и интеллектуальное развитие.

Выявлено, что современные подростки являются активными участ-никами медиапространства, что позволяет рассматривать информальное образование в качестве важного компонента образовательной среды. В структуре медиапотребления подростков первое место занимает интернет, второе — книги, третье — телевидение. Более половины подростков значительную часть свободного времени посвящают интернету. Они используют возможности интернета для общения, развлечения, получения важной информации. Девочки-подростки читают в интернете о фильмах и актерах; более половины мальчиков-подростков интересуются компьютерными играми. Значимыми людьми для современных подростков стали блогеры.

Отмечено, что интернет оказывает как позитивное влияние на подростков, так и негативное. Под влиянием общения в сетях у них стало больше друзей, они стали смелее высказывать свое мнение, стали более терпимыми; у других, напротив, под влиянием интернета усилилась раздражительность и агрессивность.

Цитировать публикацию

Черникова, Е. Г.  ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ [Текст] / Е. Г. Черникова, Т. Г. Пташко, Надежда Валерьевна Сиврикова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  1. — С. 218-238. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.26.25.014.

Библиографический список

1. Социальная педагогика : учебник и практикум / Н. А. Соколова [и др.]. 2-е изд., испр. и доп. Москва, 2016. 309 с. (Серия 11 «Университеты России»).

2. Пташко Т. Г. Социализация личности подростка в условиях детского общественного объединения : автореферат. Челябинск. 2012. – 161 с.

3. Пташко Т. Г., Черникова Е. Г. Система социального образования студента в условиях педагогического процесса вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 4. С. 95–100.

4. Содержание и методика педагогической деятельности в социальной работе (социальная педагогика) : учеб. пособие / Н. А. Соколова [и др.]. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та. 2014. – 350 с.

5. Варшавская Е .Я. Российская NEET-молодежь: характеристики и типология // Социс. 2016. № 9. С. 31–39.

6. Буреломова А. С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков : дисс … канд. психол. наук. М., 2013. – 195 с.

7. Вартанова И. И. Психологические особенности мотивации и ценностей у старшеклассников разного пола // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 3. C. 63–70.

8. Widlund A., Tuominen H., Korhonen J. (2018) Academic Well-Being, Mathematics Performance, and Educational Aspirations in Lower Secondary Education: Changes Within a School Year. Frontiers in psychology. Vol. 9 (27) P. 297. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.00297

9. Гуслякова Л. Г. Социальное образование — образование XXI века. Социальные науки и социальное образование. М., 2004. С. 30–34.

10. Черникова Е. Г., Пташко Т. Г., Рослякова С. В. Ценностные ориентации современных городских подростков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. № 1 (167). С. 333–337.

11. Черникова Е. Г. К вопросу о формировании здорового жизненного стиля у подростков // Вестник ЧГПУ. 2014. № 4 (333). С. 169–172.

12. Черникова Е. Г., Пташко Т. Г., Соколова Н.А. Социально-психологические особенности современного подростка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 5. С. 267–284.

13. Рослякова С. В., Пташко Т. Г., Черникова Е. Г. Особенности социализации совре-менных подростков // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 292–296.

14. Mao J. (2014) Social media for learning: A mixed methods study on high school studens technology affordances and perspectives. Computers in Human Behavior. P. 33.

15. Журавлева Н. А. Динамика ориентаций молодежи на морально-этические ценности — актуальная проблема современного российского общества // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 5. С.46–57.

16. Собкин В. С. Современный подросток в социальных сетях // Педагогика. 2016. № 8. С. 61–73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27261730 (дата обращения:11.03.2019).

 

17. Favotto L., Michaelson V., Davison C. (2017) Perceptions of the influence of com-puter-mediated communication on the health and well-being of early adolescents. International journal of qualitative studies on health and well-being. Vol. 12, 1, 1–11. DOI: 10.1080/17482631.2017.1335575

18. Naeemi S., Tamam E. (2017) The Relationship Between Emotional Dependence on Facebook and Psychological Well-Being in Adolescents Aged 13-16. Сhild indicators research.. Vol. 10, 4, 1095– 1106. DOI: 10.1007/s12187-016-9438-3

19. Chandra A. (2016) The Brown University Child and Adolescent Behavior Letter. Ingenta Connect. Vol. 32, 3, pp. 60.

20. Obersta U., Renau V, Chamarro, A., Carbonell X. (2016) Gender stereotypes in Facebook profiles: Are women more female online? Computers in Human Behavior. Vol. 60. P. 559–564. DOI: 10.1016/j.chb.2016.02.085

21. Young S.D., Jordan A.H. (2013) The Influence of Social Networking Photos on Social Norms and Sexual Health Behaviors. Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. Vol. 16, 4, 243–247. DOI: 10.1089/cyber.2012.0080

22. Scott D.A., Valley B., Brooke A.S. (2017) Mental Health Concerns in the Digi-tal Age. International journal of mental health and addiction. Vol. 15, 3, 604–613. DOI: 10.1007/s11469-016-9684-0

23. Lee S., Park M. S., Tam C. (2015) The relationship between Facebook attachment and obsessive-compulsive disorder severity. Journal of Psychosocial Research on Cyberspace “Cyberpsychology”. Vol. 9 (2), 6. DOI: 10.5817/CP2015-2-6

24. Wang H., Shao X. (2017) Impact of We Media on Deconstruction and Reconstruc-tion of College Students’ Ideological and Moral Outlook. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. Vol. 13 (12), 8113–8119. DOI: 10.12973/ejmste/80772.

25. Metzler A., Scheithauer H. (2017) The Long-Term Benefits of Positive Self-Presentation via Profile Pictures, Number of Friends and the Initiation of Relationships on Facebook for Adolescents' Self-Esteem and the Initiation of Offline Relationships. Frontiers in psychology. Vol. 8. DOI: 10.3389/FPSYG.2017.01981

26. Areepattamannil S., Khine M.S. (2017) Early adolescents' use of information and communication technologies (ICTs) for social communication in 20 countries: Exa-mining the roles of ICT-related behavioral and motivational characteristics. Computers in human behavior. Vol. 73, 263–272. DOI: 10.1016/j.chb.2017.03.058

27. Сиврикова Н. В., Жеребкина В. Ф., Постникова М.И. Взаимосвязь проявлений внутриличностного конфликта и стиля медиапотребления у студентов // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 3. С. 70–87. DOI: 10.21702/rpj.2017.3.4

28. Floros G., Siomos K. (2012) Patterns of choices on video game genres and internet addiction. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. Vol. 15, 8, 417–424. DOI: 10.1089/cyber.2012.0064.

29. Obersta U.,Renau V, Chamarro, A., Carbonell X. (2016) Gender stereotypes in Facebook profiles: Are women more female online? Computers in Human Behavior. Vol. 60, 559–564. DOI: 10.1016/j.chb.2016.02.085

30. Barker V. (2009) Older adolescents' motivations for social network site use: The

 

influence of gender, group identity, and collective self-esteem. CyberPsychology & Behavior.. Vol. 12, 2, 209–213. DOI: 10.1089/cpb.2008.0228

31. Williams D. (2009) Looking for gender: gender roles and behaviors among online gamers. Journal of Communication. Vol. 59, 4, 700–725. DOI: http: 10.1111/j.1460-2466.2009.01453.x

32. Ерофеева Е. А. Медиаграмотность юношей и девушек на уровне интернета: гендерный подход // Грани познания. 2010. 2 (7). С. 26–27.

33. Козлова Н. С., Комарова Е. Н. Гендерная специфика самоактуализации личности в интернет среде // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. Ч. 3. С. 73–75.

34. Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия: коллективная монография / науч. ред. С. Н. Щеглова-Майорова. М. : РОС. 2017. – 203 с.

35. Троянская С. Л., Петрова М. А. Проблемы формирования культуры и стиля медиапотребления у студентов в процессе обучения // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. 22 (313). С 205–209. URL: https://elibrary.ru/item.asp?

id=20445300 (дата обращения: 27.02.2018).