Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 1 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.63.67.003
УДК: 378.1
ББК: 74.484
В. Е. Жабаков ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Т. В. Жабакова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность формирования трансдисциплинарной образовательной среды вуза. В качестве «ядра» трансдис-циплинарности, связывающего компоненты и уровни образовательного пространства в единый концептуальный контекст, нами выбрана категория «управление качеством». Педагогические условия формирования трансдисциплинарной образовательной среды включают изменение и формирование профессиональных ожиданий субъекта образовательного процесса и формирование адаптивной компетенции.

Материалы и методы. Основными методами исследования являют-ся анализ научной литературы, посвященной проблеме образовательной среды вуза, а также диагностические методики, включающие модифицированную анкету В. И. Байденко и модифицированную методику «Незаконченные предложения».


Результаты. Авторами представлена характеристика педагогических условий формирования трансдисциплинарной образовательной среды, выявлены основные признаки адаптивной компетенции и профессиональных экспектаций.

Обсуждение. Подчеркивается, что формирование адаптивной компетенции направлено на развитие способностей будущего учителя физической культуры создавать контексты решения учебных задач, используя схемы когнитивного переноса знаний в новые условия.  В качестве параметров адаптивной компетенции выделены высокий приоритет, значимость и релевантность. Профессиональные экспектации будущего учителя физической культуры отражают «ожидаемую ценность» обучения, которая отражает когнитивные конструкты трансдисциплинарности.

Заключение. Формирование трансдисциплинарной образовательной среды позволяет внести инновационные компоненты в содержание и структуру управления качеством подготовки будущих педагогов физичес-кой культуры.

Ключевые слова

трансдисциплинарная образовательная среда, управление качеством подготовки будущего учителя физической культуры, профессиональные экспектации, адаптивная компетенция

Основные положения

– определены возможности формирования трансдисциплинарной образовательной среды вуза;

– апробированы методы исследования адаптивной компетенции и профессиональных экспектаций будущего учителя физической культуры;

– представлены результаты исследования педагогических условий формирования трансдисциплинарной образовательной среды вуза.

Цитировать публикацию

Жабаков, В. Е.  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА [Текст] / В. Е. Жабаков, Т. В. Жабакова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  1. — С. 44-55. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.63.67.003.

Библиографический список

1. Мокий М. С. Никифоров А. Л. Методология научных исследований : учеб. для магистров. М. : Юрайт, 2018. – 255 с.

2. Жабаков В. Е. Педагогическое управление качеством подготовки специалис-та физической культуры : монография. Челябинск : Изд-во ЮУрГГПУ, 2016. – 237 с.

3. Шамова Т. И. Третьяков И. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами : учеб. пособие. М. : ВЛАДОС, 2002. – 319 с.

4. Новикова Л. И. Школа и среда. М. : Знание, 1985. – 80 с.

5. Ясвин В. А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. 2-е издание. М. : Смысл, 2001. – 365 с.

6. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. М. : Логос, 2009. – 336 с.

7. Де Корте Э. Инновационные перспективы обучения и преподавания в сфере высшего образования в XXI в. // Вопросы образования, 2014. № 3. С. 8–29.

8. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необ-ходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : методическое пособие. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.

9. Мокий В. С. Методология трансдисциплинарности-4. 3-е изд., испр. и доп. Нальчик : АНОИТТ, 2017. – 112 с.

10. Salomon G., Perkins D. N. (1998) Individual and Social Aspects of Learning. Review of Research in Education. Vol. 23, 1–24.