Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 1 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.63.88.012
УДК: 378.937:159
ББК: 74.480.26:88.40
З. И. Тюмасева ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. Л. Орехова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. А. Челнокова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КАПИТА-ЛА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Аннотация

Введение. В статье рассматривается актуальная в аспекте современных вызовов проблема профессиональной идентификации студентов педагогического вуза. Представлены результаты диагностического иссле-дования, проведенного в рамках разработанной авторами программы педагогического мониторинга, составными компонентами которой являют-ся эмоционально-волевой, ценностно-мотивационный, коммуникативный

 

и креативно-деятельностный. Цель статьи — выявить и охарактеризовать показатели профессиональной идентификации студентов педагогического вуза.

Материалы и методы. В процессе исследовательской деятельнос-ти осуществлен анализ научной литературы по проблеме профессиональной адаптации и идентификации в условиях социокультурной среды педагогического вуза. Использованы диагностические методики, включа-ющие тестирование, анкетирование, самооценивание, взаимооценивание, а также педагогическое наблюдение и использование результатов профессиональной деятельности студентов во время педагогической практи-ки. Математико-статистический анализ позволил обобщить результаты диагностической работы. Исследование проведено на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Результаты. Разработана программа педагогического мониторинга, целью которого является отслеживание процесса профессиональной адаптации и индентификации студентов педагогического вуза. Структурно программа представлена эмоционально-волевым, ценностно-мотивационным, коммуникативным и креативно-деятельностным компонентами. Выявлены и охарактеризованы показатели профессиональной идентификации будущих педагогов в условиях образовательной и социокультурной среды вуза. Описаны результаты проведенного диагнос-тического исследования.

Обсуждение. Подчеркивается, что результативность профессиональной идентификации студентов педагогического вуза зависит от неп-рерывности ее отслеживания в процессе педагогического мониторинга.

Заключение. Делается вывод о том, что успешность профессиональной идентификации определяется особенностями образовательной и социокультурной среды педагогического, в условиях которой происходит формирование и развитие профессионально и личностно значимых качеств, становление методического мастерства будущих педагогов.

Ключевые слова

социокультурный капитал, профессиональная идентификация, социализация, мотивационно-ценностный компонент, пси-


хологическая готовность, эмоционально-волевой компонент, коммуникативный компонент, коммуникативные умения и навыки, креативно-деятельностный компонент

Основные положения

– определено понятие профессиональной индентификации студентов педагогического вуза;

– разработана программа педагогического мониторинга профессиональной идентификации студентов в условиях образовательной и социокультурной среды педагогического вуза;

– представлены результаты оценки профессиональной идентификации будущих педагогов.

Цитировать публикацию

Тюмасева, З. И.  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КАПИТА-ЛА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА [Текст] / З. И. Тюмасева, И. Л. Орехова, Е. А. Челнокова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  1. — С. 175-194. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.63.88.012.

Библиографический список

1. Профессиональная социализация выпускников педагогических вузов на основе использования современных технологий сетевого взаимодействия / В. В. Садырин [ и др.] / под общ. ред. В. В. Садырина. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. – 294 с.

2. Тюмасева З. И., Орехова И. Л., Яковлева Н. О. Адаптационный этап процесса профессиональной социализации студентов педагогического вуза // Образование и наука. 2018. № 1. С. 75–95. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-1-75-95

3. Миронова С. П. Профессиональная идентификация личности и толерантность // Ученые записки : научно-теоретический журнал. 2007. № 10 (32). С. 52–57.

4. Фрейд З. Психология бессознательного : сб. произведений. М. : Просвещение, 1990. – 448 с.

5. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отро-чество : учеб. для студентов вузов. М. : Академия, 2000. – 456 с.

 

6. Миронова С. П. Профессиональная идентификация личности / Методы иссле-дования : учеб. пособие. Екатеринбург : Изд-во ГОУ ВПО «РГППУ», 2008. – 133 с.

7. Тюмасева З. И. Принципы профессиональной социализации педагогов для общей социализации обучаемых в контексте культурно-исторического подхода // Теория и методика профессионального образования. 2014. Вып. 4 (64). С. 88–92.

8. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность : монография. М. : МОСУ, 2001. – 256 с.

9. Критерии и показатели психолого-оздоровительной оценки безопасности и здоровьесбережения образовательной среды в системе «вуз–школа» / З. И. Тюмасева [и др.] // Фундаментальные исследования. 2015. № 8. Ч. 1. С. 158–167.

10. Валеева Г. В., Тюмасева З. И. Психологическая готовность будущих учителей к оздоровительной деятельности : монография. Челябинск : Изд-во ЗАО «Цицеро», 2014. – 140 с.

11. Артеменко Б. А., Валеева Г. В., Тюмасева З. И. Модель психологической готовности студентов педагогического вуза к здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях // Вестник ТвГУ. 2016. Вып. 1. С. 80–90 (Серия «Педагогика и психология»).

12. Фельдман И. Л. Критерии, показатели и уровни развития профессионального самопознания в структуре Я-концепции педагога // Известия ТулГУ. 2010. № 1. С. 281–289 (Серия «Гуманитарные науки»).

13. Мокроусова Т. А. Профессиональное самоопределение студента в контексте формирования субъектной позиции // Символ науки. 2015. № 12-2. С. 171–174.

14. Омельченко Е. А., Чеснокова Г. С., Агавелян Р. О. Самовыражение в системе ценностных ориентаций будущих педагогов дошкольного образования [Электронный ресурс] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 1. С. 7–22. URL: http://vestnik.nspu.ru/article/2634 (дата обращения: 13.11.2018). DOI: 10.15293/2226-3365.1801.01

15. Тюмасева З. И., Орехова И. Л., Артеменко Б. А. Системы и средства оздоровления (в рамках профессиональной подготовки магистрантов-тьюторов по здоровьесбережению : учеб. пособие. Челябинск : Изд-во ЮУрГГПУ. 2018. – 144 с.

16. Kostina S., Zaitseva E., Bannykh G. (2017) Development of a model of professional identity of civil servants as a project to solve problems of public administration. 4th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2017, SGEM 2017 Conference Proceedings, 24-30 August, 2017, 3, 3, 173-180.– ISBN 978-619-7408-20-1 / ISSN 2367-5659. DOI: 10.5593/sgemsocial2017/33/S12.023

17. Долгова В. И., Рокицкая Ю. А., Балакина К. А. Моделирование процесса раз-вития профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 2. С. 213–221. DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.22

18. Гейвин Х. Когнитивная психология. СПб : Питер, 2003. – 272 с.

19. Колесникова А. А. Личностная зрелость в контексте профессиональной иден-тификации студентов разный специальностей // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 293–296.

 

20. Профессиональная идентичность и идентификация публичных служащих: тео-ретический анализ / С. Н. Костина [и др.] // Социум и власть. 2017. № 6 (68). С. 26–35.

21. Луков В. А., Лукова Е. Е. О теории социализации Франклина Гиддингса [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» : [сайт]. 2014. № 3. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/3/LukovsTheory-Socialization-Giddings (дата обращения: 21.11.2018).

22. Попова В. Н. Система профессиональной ориентации для повышения готовности подростков к профессиональному самоопределению // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования. 2015. № 3. С. 84–86.