Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 1 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.49.99.004
УДК: 37
ББК: 74.20
Г. С. Жусупова ORCID
Магистр гуманитарных наук, заведующий кафедрой Филиала акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области»
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
РАЗВИТИЕ ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЯЗЫЧНОЙ СРЕДЫ
Аннотация

Введение. В статье раскрываются особенности многонациональной культуры как основы социализации подростков, определяются структурные компоненты многонациональной культуры. Особое внимание уделено особенностям процесса обучения многонациональной культуре в многоязычной среде. Система формирования многонациональной культуры подростков основана на совокупности методологических подходов к продвижению интересов подростков в традиционной национальной культуре.

Материалы и методы. В статье рассмотрено и проанализировано многонациональное куль-турное образование подростков в условиях полиязычной среды.

Результаты. Актуальность данного исследования заключается в том, чтобы определить аргументы развития многонациональной культуры подростков в многоязычной среде и разработать систему, способствующую созданию условий для этого.

Обсуждение. Подчеркивается, что многонациональная культура обеспечивает личный и социальный успех по таким критериям, как толерантность, межкультурное общение, этнические интересы, мобильность.


Заключение.
Сделан вывод о том, что многоязычная среда является источником развития поликультурного человека, способного регулировать процесс поликультурного и полиэтнического взаимодействия и вмешательства, а также благоприятной среды для общения представителей разных полиэтносов в их собственном образовании и развитии в условиях преподавания, обучения и воспитания.

Ключевые слова

полиязычная среда, подход, толерантность, межкультурная коммуникация, полиэтнический интерес, мобильность

Основные положения

– определено состояние проблемы формирования полиэтнической культуры подростков в условиях полиязычной среды;

– разработаны система и критерии, способствующие развитию полиэтнокультурного воспитания подростков в условиях полиязычной среды;

– представлены условия успешного процесса развития полиэтнической культуры подростков в полиязычной среде.

Цитировать публикацию

Жусупова, Г. С.  РАЗВИТИЕ ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЯЗЫЧНОЙ СРЕДЫ [Текст] / Г. С. Жусупова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  1. — С. 56-66. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.49.99.004.

Библиографический список

1. Гнатышина Е. А. Компетентностно-ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения : монография. Санкт-Петербург : Книжный Дом, 2008. – 423 с.

2. Палаткина Г. В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования. дис. … д-ра пед наук. М., 2003. – 123 с.

3. Садохин А. П. Грушевицкая, Т. Г. Этнология : учебник для студ. высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия» ; Высшая школа, 2000. – 304 с.

4. Кожахметова К. Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Алматы : «Ғылым», 1998. – 317 с.

5. Заббарова М. Г., Гринёва Е. А. Теоретико-методологические основы форми-рования полиэтнической культуры младших подростков. М. : Прометей, 2016. – 218 с.

6. Поштарёва Т. В. Теоретические основы формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде. Ставрополь : СКИПКРО, 2004. – 116 с.

7. Жусупова Г.С. Понятийный аппарат: полиэтнокультурное воспитание // Образование и воспитание. 2018. № 1. С. 85–87.

8. Арзамасцева Н. Г. Формирование этнокультурной компетентности будущих социальных педагогов в вузе : автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2000. С. 18.

9. Сязи Н. М. Полиэтническая культура современной образовательной сис-темы // Социально- экономическое, социально-политическое и социокультурное развитие регионов. Тюмень : ТюмГНГУ, 2013. С. 143–147.

10. Уварина Н. В. Развитие творческих способностей у младших школьников : дис. ... кандидата пед. наук. : Челябинск, 1999. – 184 с.

11. Быстрай Е. Б. Формирование межкультурной педагогической компетентности будущих учителей : монография. Челябинск : Изд. «Цицеро», 2017. – 123 с.

 

12. Бережнова Л. Н. Этнопедагогика : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.

13. Слесарь М. В. К проблеме понятийного аппарата развития полиэтнической культуры школьников в социально-культурной деятельности // Вестник Академии педагогических наук Казахстана. 2016. № 1. С. 23–27.