Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье обоснована актуальность реализации идей гума-нистической педагогики, педагогики сотрудничества посредством приме-нения инновационных приемов и методов обучения, используемых в про-цессе школьного образования развитых стран. Цель статьи – обосновать и раскрыть актуальность идеи гуманистической педагогики по отношению к современному образованию, с привидением примеров реализации ос-новных постулатов рассматриваемой концепции гуманистической педагогики, нашедших свое отражение в инновационных методах обучения.
Материалы и методы. Методами проведённого исследования являются метод логико-теоретического анализа научной литературы, пос-вященной проблеме интерактивности в образовательном процессе, инноваций в образовании; параметрический анализ, контент-анализ, метод систематизации и обобщения данных теоретических источников, опрос,
анкетирование, методы индукции и дедукции, метода аналитического обобщения, метод интерпретации результатов первичной апробации.
Результаты. Выявлены и описаны эффективные методы и приемы, характерные для стран Европы, частично применяемые в РФ, являющиеся примером реализации идей педагогики сотрудничества, гуманистической педагогики; представлена схема-иллюстрация, отражающая признаки инновационности и интерактивности выявленных явлений педагогической действительности.
Обсуждение. Особое внимание уделяется необходимости системного применения вывяленных интерактивных методов и приемов, придание им признаков универсальности с точки зрения возможности использования на разных уровнях образования.
Заключение. Автор делает вывод об актуальности положений концепции гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества в процессе применения системно-деятельностного подхода, современных требований к образовательному процессу в условиях модернизации отечественной системы образования.
гуманистические идеи воспитания и образования, педагогика сотрудничества, инновационные методы и приемы обучения, педагогические инновации, интерактивность процесса обучения
– раскрыта корреляция актуальных образовательных тенденций с основными гуманистическими идеалами педагогики сотрудничества;
– выявлены основные современные интерактивные приемы и методы, отражающие актуальность положений гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества;
– разработана схема-иллюстрация, отражающая признаки инновационности и интерактивности выявленных явлений педагогической действительности по сравнению с традиционными методами и приемами обучения;
– делается вывод о возможном использовании приведенных приемов и методов в области реализации современных требований к процессу
обучения в условиях модернизации российской системы школьного образования.
Стуколова, Е. А. РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ [Текст] / Е. А. Стуколова, Н. Г. Костина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2019. — № 1. — С. 159-174. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.12.63.011.
1. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы : постановление правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497. [Электронный ресурс] : Федеральный институт развития образования : [сайт]. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2015/06/FCPRO_2016-2020.pdf (дата обращения: 30.12.2018).
2. Council conclusions of 12 May 2009 on a strategic framework for European cooperation in education and training (“ET 2020”). 2941th EDUCATION, YOUTH AND CULTURE Council meeting Brussels, 12 May 2009. Official journal “EUR-lex” C119/2, 28.5.2009, 2–10. [Электронный ресурс]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/
?qid=1551182225916&uri=CELEX:52009XG0528(01) (дата обращения: 30.12.2018).
3. Джуринский А. Н. Инновации и перспективы классно-урочной системы в России и за рубежом // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 76–81.
4. Щербакова Е. В. Инновационные процессы и тенденции в образовательном процессе // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (Уфа, ноябрь 2013 г.). Уфа : Лето, 2013. С. 18–21.
5. Рындак В. Г. Педагогика креативности: монография. М. : Университетская книга, 2012. – 283 с.
6. Рындак В. Г. Учитель Сухомлинский: уроки на завтра. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. – С. 25–26.
7. Сухомлинский В. А. Письма к сыну. М. : «Концептуал», 2016. – 148 с.
8. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М. : «Концептуал», 2016. – 346 с.
9. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев : Радянська школа, 1974 г. – 288 с.
10. Мицкевич Н. И. Эдукология. Инвариантные характеристики // Адукатар. 2010. №1 (17). С. 21–26.
11. Ari Sherbill 4 New “Effective Teaching” Methods To WOW Your Students. Powtoon. POWTOON make it awesome. URL: https://www.powtoon.com/blog/effective-teaching/ (дата обращения: 30.12.2018).
12. Teaching Methods. TEACH make a difference. URL: https://teach.com/what/
teachers-know/teaching-methods/ (дата обращения: 25.02.2019).
13. Algan Y., Cahuc P. (2013) Teaching practices and social capital. American Economic Journal “Applied Economics”. 5 (3), 189–210 URL: http://scholar.harvard.edu/files/shleifer/files/teaching_practices_and_social_capital.pdf (дата обращения: 12.06.2018).
14. Council of Europe. Common European Framework of Reference: Learning, teaching, assessment. Companion Volume with New Descriptors. 2018. 235 p. Council of Europe. URL: https://rm.coe.int/cefr-companion-volume-with-ne…/1680787989 (дата обращения: 25.02.2019).
15. Стуколова Е. А. Инновационные дидактические модели Швеции // Образование и саморазвитие. 2014. № 3 (41). С. 15–121.