Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 1 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.49.71.009
УДК: 81-139
ББК: 74.489
А. В. Свиридова ORCID
Профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Г. А. Шиганова ORCID
Профессор, доктор филологических наук, Заведующий кафедрой русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Л. П. Юздова ORCID
Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому и литературы, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
СОДЕРЖАНИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПАРЕМИОЛОГИИ
Аннотация

Введение. В статье представлен ареал лингвокультурологических знаний, умений и действий студентов факультета подготовки учителей начальных классов, необходимый для организации ознакомления обучаю-щихся в начальной школе со сверхсловными единицами языка и речи и формирования у них коммуникативной компетенции. Также рассматриваются паремиологические единицы (пословицы) в качестве объекта изу-

 

чения и дидактического материала на уроках русского языка в начальной школе. Формулируются положения обучения младших школьников русскому языку на внеурочных или дополнительных занятиях в аспекте освоения пословичного фонда. Лингвистические и культурографические свойства пословицы являются объектами изучения и одновременно материалом, иллюстрирующим теорию родного языка. Представлены необходимые основания для освоения пословиц, а также специфика обучения младших школьников на дополнительных занятиях по русскому языку. Цель данной публикации — выявить и проанализировать особенности ареала лингвокультурологической компетенции студентов для организации изучения пословиц в начальной школе в зависимости от их лингвистической природы.

Материалы и методы. Материалом для публикации послужили программы и учебники по русскому языку, паремиологические словари по русскому языку. Основными методами исследования явились анализ научной литературы, описательный, дистрибутивный, лингвокультурологический.

Результаты. Во-первых, выявлены особенности организации учеб-ной деятельности в начальной школе при изучении пословиц русского языка, которые должен учитывать будущий педагог при подготовке занятий. Лингвокультурные особенности пословиц представлены как одно из стимулирующих условий освоения названных единиц школьниками. Во-вторых, определено содержательное наполнение лингвокультурологической компетенции, которой должен обладать студент-выпускник.

Обсуждение. Цель освоения филологического блока дисциплин является формирование базовых и культурных знаний о единстве лингвокультурного пространства России, которую необходимо решать, как с помощью традиционной методики, так и инновационной.

Заключение. Для организации учебной и внеурочной деятельности младших школьников по ознакомлению со сверхсловными единицами язы-ка будущий педагог должен обладать лингвокультурологической компетенцией, которая, на наш взгляд, является наиболее сложно структуриро-


ванной. Она включает в себя культурные цивилизационные знания, владение профессиональным вербальным общением, несомненно, специализированными лингвистическими знаниями, умением использования терминологии, навыками ее адаптации для начальной школы: «В процессе преподавания филологических дисциплин работа с лингвистической терминологией занимает центральное место. Формирование … компетенции студента предполагает сознательное отношение к … дефинициям» [1]. Изучение пословичного уровня характеризуется как условие формирования речевой (или коммуникативной) компетенции: коммуниканты, используя пословицы при общении, смогут ярче, объемнее передать информацию, выразить отношение к чему-либо. Пословицы являются полноценным дидактическим материалом для освоения каких-либо тем по русскому языку и литературному чтению.

Ключевые слова

пословица, лингвистические свойства, универсальные учебные действия, лингвокультурологическая компетенция, этнокультурный стереотип, медиапространство

Основные положения

– ареал лингвокультурологической компетенции студента-выпускника должен включать знание содержания учебных программ и учебников по русскому языку для начальной школы, умение пользования ма-териалами для дополнительного образования и самообразования, владеть алгоритмом действий по организации урочных и внеурочных занятий по освоению паремиологического фонда родного языка;

– лингвистические и культурологические свойства пословицы обусловливают содержание лингвокультурологической компетенции будущего учителя;

паремиологический уровень языка системно осваивается обучаю-щимися в начальной школе благодаря особой лингвистической природе;

– освоение пословичного уровня дает возможность реализовать ин-терактивный принцип обучения; изучение пословиц возможно и на уроках, и на внеурочных занятиях;

– паремиологический фонд является носителем и хранителем этно-


культурных стереотипов, следовательно, обладает воспитательным потенциалом и служит стимулом для рефлексии и самовоспитания.

Цитировать публикацию

Свиридова, А. В.  СОДЕРЖАНИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПАРЕМИОЛОГИИ [Текст] / А. В. Свиридова, Г. А. Шиганова, Л. П. Юздова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  1. — С. 128-144. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.49.71.009.

Библиографический список

1. Семенова О. Р., Стругова Г. С. О формировании у студентов понятий лингвистической поэтики // Вестник ЮУрГГПУ. 2018. № 7. С.156-172

2. Милютина А. А., Никитина Е. Ю. О создании языкового медиапространства в начальной школе // Вестник ЧГПУ. 2018. № 5. С. 118-119

3. Shiganova G. A., Karabulatova I. S., Sviridova A. V., YUzdova L. P. (2018) The Concept of “Knowledge” / “Cognition” in Russian Paremia: the Experience of Structural Semantic Representation. Review of history and culture “Astra Salvensis”. Salva. VI, 12, 385–393.

4. Русский язык : учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы в 2-х частях. Ч. 1. / Л. М. Зеленина [и др.] ; под ред. М. А. Мельникова. 3-е изд., испр. М. : Просвещение, 2000. 159 с. – ISBN 5-09-009909-X.

5. Русский язык : учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы в 2-х частях. Ч. 2. / Л. М. Зеленина [и др.] ; под ред. М. А. Мельникова. 3-е изд., испр. М. : Просвещение, 2000. 159 с. – ISBN 5-09-009910-3.

6. Русский язык. 3 класс : учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. 5-е изд. М. : Просвещение, 2010 г. – 159 с. – ISBN 978-5-09-024116-8.

7. Русский язык. 3 класс : учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. 5-е изд. М. : Просвещение, 2010 г. – 159 с. – ISBN 978-5-09-024118-2.

8. Гладилина И. П. Развитие творческих способностей в учебно-воспитательной деятельности // Воспитание школьников : теоретический и научно-методический журнал. 2008. № 9. С. 14–18.