Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 1 Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.60.85.016
УДК: 159.953.5
ББК: 88.4
Н. С. Ливак ORCID
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и инженерной психологии, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ ТРУДА
Аннотация

Введение. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования предъявляют высокие требования к процессу формирования профессиональных компетенций будущего психолога. Для учреждений, реализующих образовательную деятельность, данный аспект является одним из ключевых факторов функционирования. Становится актуальным вопрос об использовании в процессе обучения инновационных образовательных технологий, которые позволят увидеть новые подходы к освоению необходимого учебного материала, раскрыть творческий потенциал обучающихся и сформировать необходимые профессиональные компетенции. Целью статьи является рассмотрение коучингового подхода как одного из перспективных в образовательном процессе. Актуальность коучинга заключается в том, что позволяет направить фокус внимания обучающегося на формирование готовности к новым знаниям и открытиям.

Материалы и методы. Основными методами являются анализ научной литературы, посвященной коучинговому подходу как акмеологической технологии, способствующей повышению уровня обучения, а также наблюдение, описание, моделирование.


Результаты. Разработана модель непрерывного обучения, при использовании которой преподаватель формирует у обучающихся навыки эффективного диалога с обратной связью высокого качества. При этом сам преподаватель организует и направляет процесс обучения таким образом, чтобы обучающиеся развивали собственное видение, создавали новые конструкты, находили способ донесения их до других участников образовательного процесса. Применение коучинга позволяет обучающимся пройти необходимые стадии развития посредством вовлеченнос-ти и самомотивации к раскрытию личного потенциала.

Обсуждение. Образовательная среда, сформированная посредст-вом акмеологических технологий, позволяет создать необходимые условия для профессионального самоопределения обучающегося.

Заключение. Интерактивное занятие, построенное на основе применения предложенной модели непрерывного обучения, на выходе формирует у обучающихся новый опыт и компетенции, которые позволяют в процессе развития рассматривать и решать профессиональные задачи более сложного уровня, что обусловливается переходом на новый уровень «акме».

Ключевые слова

процесс обучения, акмеологические технологии, коучинг, психология трудовой деятельности

Основные положения

– применение акмеологических технологий повышает качество образовательного процесса;

– разработана модель непрерывного обучения для формирования необходимых компетенций будущих специалистов;

– представлены инструменты коучинга, используемые в образовательном процессе.

Цитировать публикацию

Ливак, Н. С.  АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ ТРУДА [Текст] / Н. С. Ливак, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  1. — С. 255-270. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.60.85.016.

Библиографический список

1. Деркач А. А. Профессиональное образование психолога: высокий уровень и лучшие элементы фундаментальной подготовки специалиста. О программе «Психология служебной деятельности» // Акмеология. 2015. № 2. С. 276–279.

2. Мельничук А. С. Использование коучинга в научном руководстве выпускными квалификационными работами студентов // Акмеология. 2016. № 3. С.43–50.

3. У. Тимоти Голви. Работа как внутренняя игра: Фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте. М. :  Альпина Бизнес Букс, 2005. – 252 с.

4. Уитмор Дж. Coaching — новый стиль менеджмента и управления персоналом : практическое пособие. М. : Финансы и статистика, 2001. – 160 с.

5. Сафиуллина Л.А. Коучинг как средство развития руководителя // Акмеология. 2016. № 3. С. 89.

6. Чуланова О. Л. Формирование, развитие и коучинг эмоциональной компетент-ности в управлении персоналом организации : монография. М. : Инфра-М, 2015. С.90.

7. Прокопенко Е. C. Структура индивидуальной консультации по результатам диагностики малой группы модульным социотестом // Акмеология. 2016. № 3. С.101.

8. Акмеология : учебник / под общ. ред. А. А. Деркача. М. : РАГС, 2004. 299 с.

9. Польникова Е. А. Коучинг как эффективный инструмент управления талантами в компании [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. №. 6. С. 56-58. URL: https://research-journal.org/wp-content/uploads

/2011//10/6-3-48.pdf#page=56 (дата обращения: 13.01.2019). DOI: 10.18454/IRJ.2016.48.208