Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 1 Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.54.82.017
УДК: 159.98+316.6
ББК: 88.5
Е. Н. Покатиловская ORCID
Аспирант кафедры психологии, Сургутский государственный педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н. И. Хохлова ORCID
Доцент кафедры психологии, Сургутский государственный университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Л. В. Шибаева ORCID
Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ДИНАМИКА СЕМАНТИКИ ОБРАЗА ГОРОДА КАК УСЛОВИЕ И РЕЗУЛЬТАТ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА ГОРОДСКОГО СООБЩЕСТВА
Аннотация

Введение. Проблема исследования состоит в изучении когнитивных компонентов профессионально-личностного самоопределения юношества, способствующих оформлению продуктивной позиции студентов как инициативных субъектов городского сообщества. Исследование направлено на изучение психологических ресурсов студентов в процессе преодоления ими затруднений в самоопределении при выборе места проживания после завершения образования. Сопоставляются взаимосвязанные эмпирические показатели продуктивной позиции студентов: семантика описания города, выделяемая на основе существенных харак-

 

теристик города и определенных слоев городского сообщества; особенности продуктов деятельности студентов — социокультурных проектов, которые они могли бы предложить жителям города, реализуя профессиональную позицию; мера субъективной «болезненности» для студентов проблемы выбора места проживания и работы в будущем.

Материалы и методы. Методологической основой исследования выступили положения об интерактивной природе профессионально-личностных новообразований студентов и положения о влиянии развивающих образовательных ситуаций на качество понятий, предопределяющих семантику образа мира (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). Основным методом являлся психолого-педагогический эксперимент, состоящий из пре-тестовой диагностики, развивающего факультатива занятий для студентов выпускного курса и пост-тестовой диагностики. Осуществлялось сопоставление эмпирических проявлений субъектной позиции студентов экспериментальной группы (ЭГ) до и после проведения развивающего курса. В ЭГ принимало участие 29 студентов отделений «режиссуры», а также «рекреации и туризма». Диагностическим инструментарием высту-пал метод репертуарных решеток Дж. Келли с последующим факторным анализом данных, экспертная оценка продуктов деятельности студентов (социокультурных проектов) и метод шкалирования «болезненности» для респондентов проблемы выбора города для постоянного проживания.

Результаты. Выявлен комплекс эмпирических индикаторов низких уровней представленности у студентов позиции субъекта городского сообщества, не готовых рассматривать себя как ресурс позитивных изменений в городе и влиять на такие изменения. В ходе проведения психоло-го-педагогического эксперимента раскрыты возможности изменения кри-териев, на основе которых студенты оценивают город и изменения оценки возможностей собственного влияния на позитивное состояние городско-го сообщества. Дана характеристика содержания развивающего факульта-тива для студентов, позволяющего обновить и углубить «образ города».

Обсуждение. В ходе исследования получены доказательства того, что понятия, на основе которых студенты конструируют «образ города»,

 

влияют на качество продуктов их деятельности — авторских социокультурных проектов, влияют и на принятие решений о выборе города как территории профессиональной и жизненной самореализации. Психолого-педагогический эксперимент позволил обосновать положения о том, что ресурсом преодоления затруднений в самоопределении студентов при выборе будущего места проживания может выступать поддержка в ориентировке на существенные характеристики актуального состояния и перспектив развития города. Исследование подтверждает одно из фундаментальных положений о том, что образы восприятия предопределяют качество продуктов деятельности, даже в ситуациях оценки такого семантически сложного социального объекта, как город, в тоже время усложнение семантической дифференцировки представлений об образе ситуации влияет на усложнение планируемой деятельности субъекта.

Заключение. В исследовании подчеркнуто наличие прямых и обратных связей между своеобразием «семантического образа города» и ка-чеством профессиональных замыслов студентов, представленных в форме социокультурных проектов. Сопровождение студентов в курсе развивающих занятий по овладению проектно-аналитическими понятиями как средствами ориентировки в существенных характеристиках города и их применению для оформления студентами профессиональных проектов, адресованных горожанам, позволяет им апробировать позицию субъекта позитивных изменений в состоянии городского сообщества.

 

Ключевые слова

позиция субъекта городского сообщества, пассив-ные и активные горожане, проблема выбора места проживания, профессиональное и личностное самоопределение студентов, социокультурные проекты

Основные положения

Такие эмпирические индикаторы, как семантика образа города и трудности самоопределения студентов при выборе места проживания вза-имосвязаны. Овладение студентами комплексом понятий, позволяющих ориентироваться в существенных характеристиках города, влияет на качество профессиональных замыслов и их воплощение в социокультурных


проектах, адресованных определенным слоям жителей. Особенности «об-раза города» выступают и фактором, и результатом, способствующим или препятствующим продуктивным замыслам студентов полноценно реализовать себя в позиции продуктивных субъектов городского сообщества.

Цитировать публикацию

Покатиловская, Е. Н.  ДИНАМИКА СЕМАНТИКИ ОБРАЗА ГОРОДА КАК УСЛОВИЕ И РЕЗУЛЬТАТ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА ГОРОДСКОГО СООБЩЕСТВА [Текст] / Е. Н. Покатиловская, Н. И. Хохлова, Л. В. Шибаева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  1. — С. 271-290. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.54.82.017.

Библиографический список

1. Bolotova A. and Stammler, F. (2010) How the North became home. Attachment to Place among Industrial Migrants in Murmansk region. Migration in the Circumpolar North: Issues and Contexts. Edmonton, Canada Canadian Circumpolar Institute Press. 193–220.

2. Nuykina E. (2014) Making a viable city: visions, strategies and practices (Doctoral dissertation). University of Vienna. 249 p.

3. Schoenberg S.P. and Rosenbaum P.L. (1980) Neighborhoods that work: Sources for viability in the inner city. New Brunswick, Rutgers University Press. 69–78.

4. Гольц Г. А. Урбанизация в системе показателей качества жизни при определении кризисных явлений социальной сферы // Научно- методический журнал академии педагогических и социальных наук «Мир психологии и психология в мире» Международная педагогическая академия, Москва 1995. №4 (5) – 159 с.

5. Вирт Л. Урбанизм как образ жизни / пер. с англ. В. Николаева. 2-е изд. М. : Strelka Press, 2018. – 107 с. – ISBN: 978-5-906264-75-6

6. Дробышева Т. В., Журавлев А. Л. Социальная психология города в современ-ных условиях // Психологические исследования глобальных процессов: предпосылки, тенденции, перспективы. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. С. 148–158.

7. Нуйкина, Е. Социальная жизнеспособность северного города в современных условиях: лидерство и низовая активность населения. // Известия Коми научного центра УрО РАН. Сыктывкар, 2015. Вып. 3 (23).С. 156–160.

 

8. Покатиловская Е. Н., Шибаева Л. В. Образ города проживания в представле-ниях жителей с разной городской идентичностью : сборник научных трудов, посвящен-ного 45-летию лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. Социальная и экономическая психология, ч. 2 : Новые научные направления / отв. ред.: Ю. В. Ковалева [и др.]. 523 с. (Труды Института психологии РАН).

9. Покатиловская Е. Н., Шибаева Л. В. Вариативность образа территории проживания у горожан с разной социальной позицией // Сетевой научный журнал «Научный результат. Педагогика и психология образования» Белгородского государст-венного национального исследовательского университета. 2018. Том 4. № 2 С. 77-88.

10. Покатиловская Е. Н. Хохлова Н. И., Шибаева Л. В. Применение метода репертуарных решеток для исследования особенностей восприятия города как психологического пространства жителей с разной мерой идентичности // Северный регион. 2016. № 2 (34). С. 162–169.

11. Попов А. А. Образовательные программы и элективные курсы компетентностного подхода / предисл. В. А. Болотова. М. : ЛЕНАНД, 2014. № 42. – 344 с. (Психология, педагогика, технология обучения)

12. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск, 2000. – 154 с.

13. Леонтьев А. Н. Образ мира // Избр. психологические произведения : в 2-х т. М., 1983. С. 251–261.