Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 1 (154) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.154.1.013
УДК: 378.147
ББК: 74.48
З. И. Тюмасева ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. Л. Орехова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. А. Челнокова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПОНЯТИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНИ
Аннотация

Введение. В статье рассматривается актуальная проблема, посвященная становлению здоровой личности. Определена система здоровьесберегающих понятий, которые должны быть сформированы у студентов педагогического вуза при изучении дисциплин медико-биологического цикла: «здоровье», «здоровый образ жизни», «здоровьесбережение», «факторы сохранения здоровья». Проведена экспериментальная апробация данной системы. Цель статьи — обосновать и раскрыть специфические особенности формирования здоровьесберегающих понятий у будущих учителей при изучении медико-биологических дисциплин.

Материалы и методы. В ходе эксперимента в качестве основных методов исследования были использованы анализ психолого-педагогической, эколого-валеологической, научно-методической литературы, посвященной проблеме формирования научных понятий у обучающихся в ходе учебного процесса, в частности здоровьесберегающих понятий, а также диагностические методики: тематическое тестирование, анкетирование, самооценивание, анализ результатов деятельности студентов. Математико-статистический анализ позволил обобщить результаты проведенной исследовательской работы, выявить уровень сфор-мированности здоровьесберегающих понятий у студентов педагогического вуза при изучении дисциплин медико-биологического цикла.

Результаты. Результатом работы является определение системы здоровьесберегающих понятий, формируемых у студентов педагогического вуза в процессе изучения медико-биологических дисциплин. Также представлены сравнительные результаты формирования ключевых здоровьесберегающих понятий в процессе изучения медико-биологических дисциплин.

Обсуждение. Подчеркивается, что тьюторская поддержка, которая реализуется в ходе изучения будущими педагогами дисциплин медико-биологического цикла, способствует более эффективному формированию ключевых здоровьесберегающих понятий у студентов педагогического вуза.

Заключение. Делается вывод о том, что изучение медико-биологических дисциплин с использованием элементов тьюторской поддержки обеспечивает эффективное формирование ключевых здоровьесберегающих понятий, таких, как основы создания личностно значимого образа здоровья, здорового образа жизни, самосохранительного поведения, что способствует формированию готовности будущих педагогов к оздоровительной деятельности в образовательных организациях.

Ключевые слова

здоровье; здоровьесберегающие понятия;

формирование; медико-биологические дисциплины; тьюторская поддержка.

Основные положения

– обоснована актуальность овладения здоровьесберегающими понятиями;

– определена система ключевых здоровьесберегающих понятий, формирующихся у будущих педагогов при изучении медико-биологических дисциплин и являющихся основой для создания личностно и профессионально значимого образа здоровья и здорового образа жизни;

– выявлены этапы формирования здоровьесберегающих понятий в процессе изучения медико-биологических дисциплин;

– определена эффективность процесса формирования здоровьесберегающих понятий, одним из условий которого является тьюторская поддержка.

Цитировать публикацию

Тюмасева, З. И.  ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПОНЯТИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНИ [Текст] / З. И. Тюмасева, И. Л. Орехова, Е. А. Челнокова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  1 (154). — С. 199-217. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.154.1.013.

Библиографический список

1. Айзман Р. И. Современные представления о здоровье и критерии его оценки // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-predstavleniya-o-zdorovie-i-kriterii-ego-otsenki (дата обращения: 05.02.2020).

2. Челнокова Е. А., Тюмасева З. И. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культуры и спорта в высшей школе // Вестник Ми-нинского университета. 2018. Т. 6. № 1. С. 6.

3. Щедрина А.Г. Здоровый образ жизни: методологические, социаль-ные, биологические, медицинские, психологические, педагогические, эколо-гические аспекты. Новосибирск : Альфа-Виста, 2007. – 144 с.

4. Пономарева Л. И., Тюмасева З. И. Концептуальные основы эколого-валеологической подготовки педагогов дошкольного образования : монография. СПб. : ЦНИТ «АСТЕРИОН», 2008. – 197 с.

5. Тюмасева З. И., Орехова И. Л. Экологические аспекты здоровья как основа эколого-валеологического образования будущих педагогов // Вестник ВЭГУ. 2017. № 6 (92). С. 92–103.

6. Бальсевич В. К. Здоровьеформирующая функция образования в Рос-сийской Федерации (Материалы к разработке национального проекта оздо-ровления подрастающего поколения России в период 2006–2026 гг.) // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 5. С . 2–6.

7. Ионова О. В. Физкультурно-оздоровительная деятельность в струк-туре досуга студенческой молодежи : дис. ... канд. социол. наук — 22.00.04  «Социальная структура, социальные институты и процессы». Пенза, 2018. – 186 с.

8. Здоровье и физическая культура детей в родительской семье на Урале (проблемы само-сохранительного поведения) / Ю. Г. Камскова [и др.] // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке, 2016. Т. 18. № 6. С. 56–60.

9. Павлова В. И., Павлов Б. С., Сарайкин Д. А. Здоровье и здоровый об-раз жизни в обыденном сознании: населения на Урале // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке, 2016. Т. 18. № 6. С. 131–135.

10. Третьякова Н. В. О готовности обучающихся к здравотворческой деятельности // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоро-вьесберегающей деятельности образовательных учреждений : сб. ст. 4-й Междунар. науч.-практ. конф., 23 апр. 2014 г., г. Екатеринбург. В 2 ч. Ч. 2 / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2014. С. 300–307.

11. Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Здоровьесберегающие педагоги-ческие технологии. Новосибирск : Изд. НГПУ, 2012. – 157 с.

12. Критерии и показатели психолого-оздоровительной оценки безопасности и здоровьесбережения образовательной среды в системе «вуз-школа» / З. И. Тюмасева [и др.] // Фундаментальные исследования. 2015. № 8. Ч. 1. С. 158–167.

13. Маджуга А. Г., Салимова Р. М., Титова Е. В. Валеоакмеологические аспекты формирования мотивации к здоровому образу жизни у субъектов образовательного процесса в вузе // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. Т. 12. No 3 (2). С. 402–407.

14. Малярчук Н. Н. Здоровье в системе ценностей человека // Россий-ское образование. 2014. № 1. С. 48–55.

15. Орехова Т. Ф. Организация здоровьетворящего образования в со-временной школе : монография / М-во образования Российской Федерации ; Магнитогорский гос. ун-т. 2-e изд., стер. М. : ФЛИНТА, 2011. – 355 с.

16. Орехова И. Л. Эколого-валеологизация диверсифицированной под-готовки студентов к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях : монография. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. – 340 с.

17. Усова А. В. Формирование у школьников научных понятий в про-цессе обучения. М. : Педагогика, 1986. – 174 с.

18. Залесова Н. В. Формирование научных понятий // Известия Ураль-ского государственного университета. 2009. № 4 (68). С. 126–134.

19. Югова Е. А. Теоретико-методологические основания формирования смыслообразующих конструктов здорового образа жизни студентов педаго-гического вуза : дисс. ... доктора пед. наук — 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». Екатеринбург, 2015. – 302 с.

20. Проекти-рование безопасного и здоровьесберегающего пространства «вуз – школа» как условие профессионального становления студентов / З. И. Тюмасева [ и др.] : монография. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 290 с.

21. Щелчкова Н. Н., Тюмасева З. И., Орехова И. Л. Использование ин-терактивных форм обучения студентов при изучении курса «Возрастная ана-томия, физиология и гигиена» // Вестник ЧГПУ. 2015. № 6. С. 125–135.

22. Ирхин В. Н., Ирхина И. В. Здоровьеориентированная деятельность учителя на уроке : учебное пособие. Белгород : ИД «Белгород» НИУ «Бел-ГУ», 2017. – 136 с.

23. Здоровьесберегающее поведение молодежи на Урале как жизненная ценность / Ю. Г. Камскова [и др.] // Современные проблемы науки и образования, 2017. № 3. С. 98.