Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В настоящее время большое внимание уделяется использованию в учебном процессе методологических знаний и умений. Для этого существует немало причин, в том числе включение в федеральный государственный стандарт обучения физике методологических знаний, исследовательских умений. Формирование этих умений становится обязательной, и организация образовательного процесса на основе методологии науки рассматривается сегодня как профессиональная обязанность педагога. Однако анализ сложившейся в современном образовании ситуации показывает, что многие учителя физики испытывают затруднения при организации учебно-познавательной деятельности обучающихся по выполнению методологических задач.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ методической и дидактической литературы, посвященной проблеме формирования у обучающихся методологических знаний и умений и практики обучения физике в школе.
Результаты. Проведенный эксперимент в МАОУ «Образовательный центр» № 2 (г. Челябинск) в 91 и в 92 классах (2019-2020 учебный год) позволил выявить уровень сформированности умения выполнять задания с лабораторными установками, заданными графическими образами, который оказался у большинства обучающихся средним.
Обсуждение. На основе ряда выделенных дидактических задач в процессе формирования умений у обучающихся работать с методологическими знаниями, которые должен решить учитель, были определены формы организации учебной деятельности обучаемых с данными материалами и сделан вывод об актуальности использования заданий методологического характера при обучении физике в школе.
Заключение. Включение методологических задач в курс физики позволит обучаемым сознательно и прочно усвоить фундаментальные основы физики, приобрести практические навыки, умения применять методологические знания при решении практико-ориентированных задач, развить самостоятельное творческое мышление и наблюдательность. Процесс обучения физике должен быть представлен в виде совокупности последовательных и взаимосвязанных действий учителя и обучаемых, направленных на достижение планируемых результатов обучения.
методологические задания; курс физики; среднее общее образование; контрольно-измерительные материалы; единый государственный экзамен по физике
- современный курс физики, опирающийся на широкое использование методологических заданий, выполняемых обучающимися в процессе достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
- умение решать задачи методологического характера опирается на построение умозаключений на основе применения методологических знаний с целью выявления начальных условий, определения их достаточности и выявления на основе комплексного применения знаний причинно-следственных связей.
Болтенко, А. П. ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИКЕ [Текст] / А. П. Болтенко, О. Р. Шефер, Т. Н. Лебедева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2020. — № 1 (154). — С. 56-73. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.154.1.004.
1. Кочергина Н. В. Формирование системы методологических знаний при обучении физике в средней школе : автореф. дис. … док. пед. наук 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (физика). М., 2003. –40 с.
2. Усова A. B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М. : Издательство Унта РАО, 2007. – 309 с.
3. Кузнецова А. Я. Методологические цели профильного обучения // Подготовка учителя к реализации профильного обучения в средней школе : матер. ХХХI зональной конф. преподавателей физики, методики преподавания физики, астрономии и технических дисциплин педвузов Урала, Сибири и Дальнего Востока, 30 сент. –2 окт. 2003 г.). Новосибирск : Новосиб. гос. пед. ун-т. ; Новосиб. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования. 2003. С. 50–52.
4. Земцова В. И. Теоретические основы методической подготовки учителя физики : дис. … док. пед. наук 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). СПб., 1995. – 310 с.
5. Демидова М. Ю. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по физике [Электронный ресурс] // Федеральный институт педагогических измерений. URL: https://down.ctege.info/ege/2020/metod-rekom/fizika2020metodrekom-fipi.pdf?ddexp4attempt=1 (Дата обращения: 01.02.2020).
6. Демидова М. Ю. Методическая система оценки учебных достижений учащихся по физике в условиях введения ФГОС: дис. … док. пед. наук 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (физика). М., 2014. – 370 с.
7. Капралов А. И., Шефер О. Р. Реалии и перспективы сохранения в отечественной школе компонента политехнической направленности обучения физике // Инновации в образовании. 2016. № 3. С. 105–113.
8. Старцева Н. И., Стерелюхин А. И., Федоров В. А. Использование методологических знаний на занятиях практикума по элементарной физике // Вестник ТГУ. 2010. Т. 15. Вып. 1. С. 257–258.
9. Суровикина С. А. Теоретико-методологические основы развития естественнонаучного мышления учащихся в процессе обучения физике : дис. … док. пед. наук 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (физика). Челябинск, 2006. – 539 с.
10. Демидова М. Ю., Камзеева Е. Е. Перспективная модель КИМ ОГЭ по физике // Педагогические измерения. 2019. № 1. С. 28–37.
11. Демидова М. Ю., Камзеева Е. Е., Грибов В. А. Подходы к разработке экзаменационных моделей ОГЭ и ЕГЭ по физике в соответствии с требованиями ФГОС // Педагогические измерения. 2016. № 2. С. 26–36.
12. Фрадкин В. Е., Лебедева И. Ю. Физика в профильной школе : пособие для учителя. СПб. : филиал изд-ва Просвещение, 2005. – 157 с. (Серия «Профильное обучение»).
13. Основная школа : примерная основная образовательная программа образовательного учреждения / сост. Е. С. Савинов. М. : Просвещение, 2011. – 342 с.