Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 1 (154) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.154.1.011
УДК: 378
ББК: 74.48
Л.Р. Салаватулина ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
СОБЫТИЙНО-РЕСУРСНОЕ КАРТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация

Введение. В статье обозначена актуальность подготовки магистрантов к научно-исследовательской деятельности, поиска новых подходов и средств организации сопровождения данного процесса. В качестве решения предложена открытая образовательная технология «Событийно-ресурсное картирование». Обозначено понимание данной технологии, ее цели, специфики, описаны этапы и роль в образовательном пространстве вуза.

Материалы и методы. В ходе исследования использован теоретико-методологический анализ научной литературы по проблеме исследования, а также обобщение собственного педагогического опыта применения событийно-ресурсного картирования в сопровождении индивидуально-образовательного маршрута магист-ранта при выполнении научно-исследовательской работы.

Результаты. Выявлена необходимость использования событийно-ресурсного картирования в профессиональной подготовке магистрантов. Разработано содержание этапов данной технологии в сопровождении научно-исследовательской деятельности и формировании индивидуальной готовности к реализации исследовательского потенциала.

Обсуждение. Подчеркивается, что событийно-ресурсное картирование может стать автономным педагогическим средством научного руководителя, который позволит магистранту проанализировать личный исследовательский опыт, сформулировать цели научно-исследовательской деятельности, оценить ресурсы к их достижению, осуществить выбор индивидуального движения в образовательном пространстве вуза в рамках выполнения научно-исследовательской работы.

Заключение. Делается вывод, что применение данной технологии направлено на поддержку индивидуальных образовательных траекторий магистранта, способствует формированию ориентационного поля самостоятельного и осознанного выполнения различных видов научно-исследовательской деятельности, становления субъектности и обретения культуры и традиций научного сообщества.

Ключевые слова

образовательное событие; событийно-ресурсное картирование; картирование; образовательная технология; тьюторское сопровождение; научно-исследовательская деятельность; подготовка магистрантов; технологии и методики тьюторского сопровождения

Основные положения

– определено понятие и характеристики событийно-ресурсного картирования;

– сформулированы задачи и предложены этапы событийно-ресурсного картирования как открытой образовательной технологии подготовки магистрантов к научно-исследовательской деятельности;

– обозначена роль данной технологии при проектировании личностно-профессионального становления магистранта в научно-исследовательском пространстве вуза.

Цитировать публикацию

Салаватулина, Л.Р.  СОБЫТИЙНО-РЕСУРСНОЕ КАРТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [Текст] / Л.Р. Салаватулина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  1 (154). — С. 164-175. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.154.1.011.

Библиографический список

1. Никитина Е. Ю., Чалина К. Н. Сущность и особенности проектной деятельности в профессиональном обучении // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2019. № 1. С. 78–96.

2. Ворожейкина А. В., Семченко А. А., Богачев А. Н. Инновационные формы обучения как средство формирования и развития личности обучающихся всех уровней образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2018. № 1. С. 116–123.

3. Самерханова Э. К. Тьюторское сопровождение студентов первого курса в процессе проектирования индивидуальных образовательных траекторий // Вестник Минского университета. 2017. № 2. С. 5–13.

4. Ковалева Т. М., Якубовская Т. В. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуально-образовательной программой // Человек. RU. 2017. № 12. С. 85–94.

5. Рацимор А. Е., Поташова И. И., Замолоцких Е. Г. К вопросу о разработке дидактической модели обучения студентов в магистратуре // Педагогика и психология образования. 2019. № 1. С. 127–135.

6. Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только ... / Ковалева Т. М. [и др.] : монография. М. : Ресурс, 2018. – 108 с.

7. Довбыш С. Е. Событийный подход в работе преподавателя: открытая образовательная технология «Событийно-ресурсное картирование» // Управление образованием: теория и практика. 2017. № 4 (28). С. 54–66.

8. Дудчик С. В. Картирование как педагогическое средство в работе классного руководителя (на примере профессионального самоопределения подростков) // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 1 (46). С. 437–443.

9. Салаватулина Л. Р. Тьюторское сопровождение научно-исследовательской деятельности студентов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2019. № 2. С.167–178.