Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 1 (154) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.154.1.006
УДК: 372.881.161.1
ББК: Ч426.819=411.2,5
М. С. Выхрыстюк ORCID
Доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры филологического образования, Тюменский государственный университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Г. А. Яркова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социального образования, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность организации научно-исследовательской работы учащихся в системе школьного об-разования, выполнен анализ методики организации научно-исследо-вательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе.

Цель статьи: представить и обосновать разработанный автором комплекс факультативных занятий по истории языка на базе учащихся старших классов, определить эффективные приемы научно-исследовательской деятельности школьников и прокомментировать их эффективность.

Материалы и методы. Материалом исследования стали приемы формирования научно-исследовательской деятельности учащихся старших классов на основе факультативного курса по изучению истории языка, а также исторического комментирования текста.

Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме организации научно-исследова-тельской работы учащихся; а также диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, анкетирование, тестиро-вание, методы статистической обработки данных.

Результаты. В результате исследования доказана целесообразность изучения русского языка в историческом аспекте, разработан комплекс факультативных занятий по истории языка для учащихся старших классов, определены эффективные приемы научно-исследовательской деятельности школьников и обосновано их применение.

Обсуждение. В статье представлен к обсуждению вопрос о включении исторических текстов, в том числе архивных источников, в систему факультативных занятий старшеклассников для понимания процесса исторического развития русского языка.

Заключение. Сделан вывод о том, что использование предложенных приемов анализа исторических текстов на факультативных занятиях по русскому языку будет способствовать развитию научно-исследовательского интереса школьников и формированию у них глубоких знаний по предмету.

Ключевые слова

образовательный процесс; научно-исследовательская деятельность учащихся; факультативные занятия; методы и приемы работы с историческим текстом

Основные положения

1) изучена методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе;

2) выявлена степень теоретической разработанности проблемы исторического подхода к изучению русского языка;

3) проанализированы учебники, учебные программы, методическая литература для учителей и пособия для учащихся с целью выявления практической возможности обеспечения исторического подхода к изучению русского языка;

4) разработан комплекс факультативных занятий по истории языка на базе старших классов;

5) определены и обоснованы эффективные приемы научно-исследовательской деятельности школьников.

Цитировать публикацию

Выхрыстюк, М. С.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ [Текст] / М. С. Выхрыстюк, Г. А. Яркова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  1 (154). — С. 98-111. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.154.1.006.

Библиографический список

1. Зайцева О. Н. Дидактический материал к курсу «История языка» // Образование в современной школе, 2000. № 11. С. 29.

2. Виноградов В. В. Основные проблемы изучения образования и развития древнерусского литературного языка // История русского литературного языка : избранные труды. Москва, 1978. С. 65–201.

3. Колесов В. В. История русского языка в рассказах : кн. для учащихся ст. классов. 2-е изд., перераб. М. : Просвещение. 1982. – 191 с.

4. Лихачев Д. С. Земля родная: научно-популярное издание. М. : Дикрет-Медиа. 2012. – 575 с.

5. Успенский Б. А. История русского литературного языка (ХI-ХVII вв.). М. : Аспект Пресс, 2002. – 557 с.

6. Адаева О. Б. Упражнения, реализующие идеографический подход к изучению родного языка // Филологический класс. 2018. № 3 (53). С. 92–99. DOI: 10.26710/fk18-03-14 .

7. Будаев Э. В. Методические инновации в педагогической метафорологии // Филологический класс. 2018. № 2 (52). С. 88–94. DOI: 10.26710/fk18-02-15.

8. Кучина Т. Г. Методы и приемы аналитической работы с произведениями современной русской поэзии в старших классах // Филологический класс. 2019. № 1 (55). С. 108–113. DOI: 10.26170/FK19-01-16 (WoS).

9. Никитина Е. Ю., Чалина К. Н. Сущность и особенности проектной деятельности в профессиональном обучении // Вестник ЧГПУ ; Вестник ЮУрГГПУ. 2019. № 1. С. 78–96 DOI:10.25588/CSPU.2019.82.65.006.

10. Баранов М. Т. Исторические комментарии к школьному курсу русского языка // Программно-методические материалы. Русский язык. 10–11 классы. Москва : Дрофа, 1998. С. 55–59.

11. Выхрыстюк М. С., Миронова А. С. Формирование умений жанрово-стилистического анализа текста на занятиях по русскому языку // // Вестник ЧГПУ ; Вестник ЮУрГГПУ. 2019. № 5. С 50–66. DOI:10.25588/CSPU.2019.53.34.004.