Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 3 (156) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.156.3.011
УДК: 378
ББК: 74.480
Л.Р. Салаватулина ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. А. Шабалина ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ДИДАКТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАГИСТРАТУРЫ
Аннотация

Введение. В статье обозначена актуальность профессионально-педагогической подготовки студентов педагогической магистратуры, поиска новых подходов и средств сопровождения данного процесса. Рассмотрены ведущие положения проектирования дидактического инструментария и моделирования образовательного пространства вуза.

Материалы и методы. В ходе исследования использован теоретико-методологический анализ научной литературы по проблеме исследования, а также обобщение собственного педагогического опыта. Качество подготовки магистрантов рассматривается с позиций трех основных подходов: компетентностного, процессно-технологического и инструментального.

Результаты. Выявлена необходимость определения дидактической стратегии подготовки студентов педагогической магистратуры. В основу проектирования методических положений положены педагогические принципы вариативности, открытости, практической направленности образовательных программ. Разработано содержание основных этапов образовательного процесса в магистратуре, результатом которого является формирование готовности магистранта к реализации своего индивидуального профессионального потенциала.

Обсуждение. Методический инструментарий и поэтапная его реализация предоставляет возможность модификации содержания учебных дисциплин и методов организации занятий на основе гибкой трансформации в зависимости от профессиональных и научных интересов магистрантов. Реализуемые в магистратуре образовательные технологии должны учитывать ее специфику, предполагающую субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студентов и реализацию активной индивидуальной познавательной и исследовательской деятельности.

Заключение. Делается вывод, что разработка дидактической стратегии представляет собой системное и последовательное создание субъектно-образовательной среды, поиск и определение образовательных ресурсов для индивидуальной траектории развития, позволяющей каждому магистранту реализовать свой личностно-профессиональный потенциал.

Ключевые слова

магистратура, дидактические стратегии, подготовка магистрантов, обучение в магистратуре, магистерская программа обучения, сопровождение студентов магистратуры

Основные положения

– сформулированы основные принципы дидактической стратегии подготовки магистрантов;

– предложены этапы организации образовательного процесса в магистратуре;

– рассмотрены основные методические инструменты, обеспечивающие интерактивное образовательное взаимодействие во всех видах деятельности и учитывающие субъектность студента магистратуры;

– определены значимые направления реализуемых в магистратуре образовательных технологий.

Цитировать публикацию

Салаватулина, Л.Р.  ДИДАКТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАГИСТРАТУРЫ [Текст] / Л.Р. Салаватулина, А. А. Шабалина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  3 (156). — С. 181-196. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.156.3.011.

Библиографический список

1. Ворожейкина А. В. Актуальные проблемы формирования готовности студентов педагогических вузов к социально-педагогической деятельности: монография. Челябинск: Изд-во Библиотека А. Миллера, 2018. – 193 с.

2. Gnatyshina E., Vorozheikina A., Tsilitskiy V., Salavatulina L. & Reznikova E. (2019), “Social and cultural transformation of teacher training tools under digitalization conditions”, The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, vol. LXXVI, pp. 1088–1093.

3. Рацимор А. Е., Поташова И. И., Замолоцких Е. Г. К вопросу о разработке дидактической модели обучения студентов магистратуры // Педагогика и психология образования. 2019. № 1. С.127–135.

4. Бедный Б. И., Кузенков О. А. Интегрированные программы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 4. С. 637–650.

5. Белкина В. В., Харисова И. Г. Индивидуальный образовательный маршрут как средство демократизации образовательного процесса студентов магистратуры // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 1. С. 85–89.

6. Мотовилов О. В. Проблемы подготовки кадров в магистратуре // Высшее образование в России. 2016. № 2. С. 38–45.

7. Сухова Е. Е. Особенности становления магистратуры в Германии //Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2019. № 3 (17). С. 75–85.

8. Дорошенко В. А., Москаленко М. Р. К оптимизации подготовки магистров на базе индивидуальных образовательных траекторий // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 2. С. 69–73.

9. Корчалова Н. Д., Полонников А. А. К вопросу об инновационно-образовательной компетентности педагога-магистранта //Вестник Томского государственного педагогического университета. 2019. № 3 (200). С. 69–76.

10. Микиденко Н. Л., Сторожева С. П. Обучение в магистратуре в образовательных стратегиях студентов-бакалавров // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8. № 2. С. 1886–1895.

11. Смоляр А. И., Зоголь С. Г. Проектирование научно-исследовательской работы магистрантов как фактор профессионализации подготовки педагогов // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 262–263.

12. Хайрутдинов Р. Р. Субъектно-ориентированный подход в магистерском образовании // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 1. С. 97–105.

13. Сербиновская Н. В., Сербиновский Ю. Б., Сербиновская А. А. Подготовка магистров: модель и технология формирования компетенций (часть 1) // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2016. Т. 2. № 1. URL: http://vestnik-nauki.ru/ (дата обращения: 18.05.2020).

14. Власова О. И. Актуальные проблемы современных магистрантов: опыт социологического исследования // Инновационная научная исследовательская траектория (Инсайт). 2020. № 1 (1). С. 124–132.

15. Гнатышина Е. В. Педагогический инструментарий формирования цифровой культуры будущего педагога // Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 3. С. 46–54.