Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 3 (156) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.156.3.006
УДК: 378(076):151.8(076)
ББК: 67.0
Е. В. Евплова ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления и права, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ф. Х. Хабибуллин ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
КОМПЛЕКС МОДЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация

Введение. Цифровая революция в образовании повлекла за собой широкое распространение электронного обучения и дистанционного обучения в организациях профессионального образования (ПО). Полученные знания и навыки реализации онлайн-обучения, умения разрабатывать электронные образовательные ресурсы и многое другое. Происходящие изменения в системе образования неизбежно приведут к сокращению педагогического состава образовательных организаций. В связи с этим, в педагогической теории и практике весьма актуальна проблема развития конкурентоспособности педагогов ПО.

Материалы и методы. Для достижения целей исследования потребовалось обратиться к методу моделирования. Разработан комплекс моделей развития модели конкурентоспособности педагогов ПО - совокупность конкурентоспособной, структурно-функциональной и каждой модели, каждая из которых соответствует черты исследуемого объекта.

Результаты. В компетентностной модели определен перечень компонентов электронной конкурентоспособности педагога ПО, выявленных в ходе специально проведенных исследований и отражающих требования к конкурентоспособному педагогу со стороны общества и государства, сферы труда, субъектов образования и самого педагога ПО. Выявлены блоки структурно-функциональной модели развития электронной конкурентоспособности педагогов ПО — диагностический, содержательно-методический, контрольно-оценочный. Разработана процессная модель развития электронной конкурентоспособности педагогов ПО, состоящая из трех этапов (мотивационный, профессионально-моделирующий, рефлексивно-оценочный), каждый из которых направлен на развитие электронной конкурентоспособности педагогов ПО.

Обсуждение. В каждой из разработанных моделей указаны целевые ориентации, содержание и особенности деятельности субъектов, методы, формы и средства деятельности, показатели эффективности и результат.

Заключение. Можно прогнозировать работу в области развития мощных технологий обучения в ближайшие годы активно накапливаться и использовать для повышения эффективности работы сотрудников сферы образования.

Ключевые слова

конкурентоспособность; электронная конкурентоспособность; комплекс моделей; моделирование; педагог профессионального обучения

Основные положения

- определено, что развитие компьютерной конкурентоспособности ПО осуществляется в соответствии с комплексом моделей, который состоит из компетентной, структурно-функциональной и процессной моделей;

- выявлено, что структура компетентностной модели составляет перечень компонентов электронной конкурентоспособности педагога ПО: мотивационный, знаниевый, деятельностный, рефлексивно-оценочный компонент;

- структурно-функциональная модель развития компьютерной конкурентоспособности ПО из трех блоков - диагностического, содержательно-методического, контрольно-оценочного;

- процессная модель развития конкурентоспособности педагогов ПО реализуется в три этапа - мотивационный, профессионально-моделирующий, рефлексивно-оценочный.

Цитировать публикацию

Евплова, Е. В.  КОМПЛЕКС МОДЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ [Текст] / Е. В. Евплова, Ф. Х. Хабибуллин, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  3 (156). — С. 97-120. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.156.3.006.

Библиографический список

1. Бибик И. А. Формирование качеств конкурентоспособной личности профессионала в условиях специальной подготовки // Образование и наука. 2009. № 11. С. 41–47.

2. Евплова Е. В. Методика формирования конкурентоспособности будущего педагога профессионального обучения // Человек и образование. 2011. № 3 (28). С. 179–183.

3. Мезинов В. Н. Ориентация педагогического образования на конкурентоспособного учителя // Высшее образование в России. 2007. № 4. С. 79–83.

4. Тамарская Н. В. Конкурентоспособность будущего педагога // Высшее образование в России. 2004. № 3. С. 118–121.

5. Акулич М. М., Батырева М. В., Голованова Ю. И. Каучсерфинг как социальная практика // Вестник РУДН. 2017. Т. 17. № 4. С. 568–577. (Серия «Социология»).

6. Андриенко О. А. К вопросу об изменениях профессиональной деятельности педагога в условиях современного образования // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 24–27.

7. Достоинства и недостатки системы управления обучением MOODLE с позиций студентов / О.В. А. Минеева [и др.] // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 162–166.

8. Барахсанова Е. А., Данилова А. И. Реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 38–40.

9. Семенов М. Ю. Виртуальная конкурентоспособность: оценка молодежи // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 3. С. 100–116.

10. Собкин В. С. Современный подросток в социальных сетях // Педагогика. 2016. № 8. С. 61–73.

11. Blight M.G., Ruppel E.K. & Schoenbauer K.V. (2017), “Sense of Community on Twitter and Instagram: Exploring the Roles of Motives and Parasocial Relationships”, Cyberpsychology, Behavior and Social Networking, no. 20 (5), pp. 314–319.

12. Droppe A. & Soderfeldt B. (2010), “What is academic quality? On the decline of academic autonomy”, Sociologisk Forskning, vol. 47, no. 3, pp. 57–74.

13. Garcia-Martinez A.J., Gutierrez-Hita C. & Sanchez-Soriano J. (2012), “Competitiveness, cooperation, and strategic interaction a classroom experiment on oligopoly”, Revista internacional de sociologia, vol. 70, no. 1, pp. 167–187.

14. Pike J., Bateman P., Butler B. (2012), “You Saw THAT? Social Networking Sites, Self-Presentation and Impression Formation in the Hiring Process”, Computer Science. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/e013/31a6e0559783b2fc3650a4287a49499fb35d.pdf. (Дата обращения: 15.05.2020).

15. Tang Shi-Ming, Shi Fang-Miao, Chen Xi (2015), “Career Competitiveness of College Graduates: Issues and Problem Solving”, International Conference on Sociology and Psychology (ICSP), Changsha, People's Republic of China, pp. 171–175.

16. Frison E., Eggermont S. (2017), “Browsing, Posting, and Liking on Instagram: The Reciprocal Relationships between Different Types of Instagram Use and Adolescents' Depressed Mood”, Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, no. 20 (10), pp. 603–609.

17. Kohn A. (2017), “Instagram as a naturalized propaganda tool: The Israel Defense Forces Web site and the phenomenon of shared values”, Convergence, no 23 (2), pp. 197–213.

18. King R. B., McInerney D. M. & Watkins D. A. (2012), “Competitiveness is not that bad ... at least in the East: Testing the hierarchical model of achievement motivation in the Asian setting”, International journal of intercultural relations, vol. 36, no. 3, pp. 446–457.

19. Вещеватых Т. А. Субъектный подход к оценке эффективности услуг электронного обучения // Известия Иркутской государственной академии. 2007. № 2. С. 122–124.

20. Жукова Н. В. Основные направления формирования конкурентоспособности вузов в регионе и развитие системы электронного обучения // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2006. № 5 (293). С. 16–20.

21. Логинова И. В. Качество электронного обучения как фактор конкурентоспособности вузов // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2015. № 1–2. С. 114–118.

22. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М. : ВЛАДОС, 2006. - 239 с.

23. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: слов. совр. экон. науки. 5-е изд., Перераб. и доп. М. : Дело, 2003. - 520 с.