Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 3 (156) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.156.3.005
УДК: 378.1
ББК: 67.0
Е. А. Гнатышина ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, директор Профессионально-педагогического института, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. В. Евплова ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления и права, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. В. Малышева ORCID
3ORCID № 0000-0001-5225-5628 Аспирант кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация

Введение. Основное внимание в данной статье сосредоточено на описание результатов теоретического и эмпирического исследования надпрофессиональных компетенций педагогов, а именно: представлен анализ различных определений понятий «компетенция» и «компетентность», перечислены некоторые подходы к моделированию надпрофессиональных компетенций педагога. В статье также исследуется роль надпрофессиональных компетенций в профессиональной деятельности педагогических работников.

Материалы и методы.В данной работе мы ставим своей целью раскрыть некоторые существующие подходы к понятийному аппарату в области развития компетенций. Основная задача работы с теоретической точки зрения — это выявить основные подходы, имеющие глобальное значение к изучению навыков и компетенций в профессиональной сфере. Так же в статье представлены и проанализированы результаты исследования, проведённого совместно с ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» (г. Екатеринбург).

Результаты. Представлен ТОП-10 самых популярных надпрофессиональных компетенций в 2020 году, а также осуществлено их описание применительно к профессии педагога: комплексное решение проблем, критическое мышление, креативность, управление людьми, сотрудничество с другими, эмоциональный интеллект, суждение и принятие решений, клиентоориентированный подход, умение вести переговоры, когнитивная гибкость.

Обсуждение. Вопросы формирования надпрофессиональных компетенций у педагогов заслуживают особого внимания, поскольку в дальнейшем такие педагоги смогут формировать данную группу компетенций у подрастающего поколения, обусловив тем самым их успешную адаптацию в профессиональной деятельности и эффективное выполнение трудовых обязанностей.

Заключение. Роль надпрофессиональных компетенций в деятельности педагога достаточна высока, хотя и не коррелируется напрямую с трудовыми функциями и классификациями рода деятельности педагога. Таким образом, современному педагогу будет сложно выполнять свои профессиональные обязанности на высоком уровне, обладая только профессиональной компетентностью.

Ключевые слова

компетенция; компетентность; надпрофессиональные компетенции педагога

Основные положения

– проанализированы определения понятий «компетенция» и «компетентность» зарубежными авторами;

– представлен ТОП-10 самых популярных надпрофессиональных компетенций в 2020 году, а также осуществлено их описание применительно к профессии педагога;

представлены и проанализированы результаты исследования, проведённого совместно с ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» (г. Екатеринбург).

Цитировать публикацию

Гнатышина, Е. А.  НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ [Текст] / Е. А. Гнатышина, Е. В. Евплова, Е. В. Малышева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  3 (156). — С. 72-96. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.156.3.005.

Библиографический список

1. Boyatzis R.E., & Sala F. (2004), “Assessing emotional intelligence competencies”, The measurement of emotional intelligence, pp. 147–180.

2. State B., Rodriguez M., Helbing D., Zagheni E. (2014), “Migration of Professionals to the US: Evidence From LinkedIn Data”, Social Informatics, 8851, pp. 531–543.

3. Simonova, M., & Patutina, E. (2015), “Target formation of competences and qualifications of specialists”, Collection of reports of the International remote competition of research works, Issue 2, pp. 500–509.

4. Prahalad C.K. & Hamel G. (1990), “The Core Competence of the Corporation”, Harvard Business Review, vol. 68, Issue 3, p. 79–91.

5. Frey C.B. & Osborne M.A. (2017), “The Future of Employment: How Susceptible are Jobs to Computerisation?”, Technological Forecasting and Social Change, no. 114, pp. 254–280. DOI: 10.1016 / j.techfore.2016.08.019.

6. Heckman J.J., & Kautz, T. (2012), “Hard evidence on soft skills”, Labour economics, 19 (4), pp. 451–464.

7. Robles M.M. (2012), “Executive perceptions of the top 10 soft skills needed in today’s workplace”, Business communication quarterly, 75 (4), pp. 453–465.

8. Andrews J., & Higson H. (2008), “Graduate employability,‘soft skills’ versus ‘hard’ business knowledge: A European study”, Higher education in Europe, 33(4), pp. 41–422.

9. Skulmoski G.J., & Hartman F.T. (2010), “Information systems project manager soft competencies: A project-phase investigation”, Project Management Journal, 41(1), pp. 61–80.

10. Sangheon Lee, Vic Van Vuuren & Damian Grimshaw (2019), “Skills for a greener future. Key findings”, International Labour Office, Geneva, 30 p. ISBN  978-92-2-133559-7  (print); ISBN  978-92-2-133560-3  (web pdf).

11. Organisation for Economic Cooperation and Development iLibrary (OECD iLibrary) (2020), “The Survey of Adult Skills”, Reader’s Companion, Third Edition. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/education/the-survey-of-adult-skills_f70238c7-en (Дата обращения: 15.05.2020).

12. Pierre G., Sanchez Puerta M.L., Valerio A. & Rajadel T. (2014), “STEP skills measurement surveys: innovative tools for assessing skills”, The World Bank: Human Development Network; International Bank for Reconstruction and Development, USA, 104 p.

13. Implementation in Diverse Settings of the Literacy Assessment and Monitoring Programme (LAMP) (2017), UNESCO Institute for Statistics, Montreal, Canada, 216 p.

14. World Economic Forum. (2015), “New vision for education: Unlocking the potential of technology”. URL: http://widgets.weforum.org/nve-2015/ (Дата обращения: 15.05.2020).

15. World Economic Forum (2016), “The Future of Jobs Report”, URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs.pdf (Дата обращения: 15.05.2020).