Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 3 (156) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.156.3.001
УДК: 378.147
ББК: 74.489.85
О. Б. Адаева ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ В КУРСЕ ПРАКТИКУМА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация

Введение. Статья посвящена работе с художественным текстом в вузовском курсе «Практикум по русскому языку». культуры и средство создания развивающей речевой среды.

Материалы и методы. Основными методами исследования послужили анализ методической литературы, посвященного использованию текстов при обучении русскому языку, обобщение собственного опыта работы, наблюдение за речевым поведением студентов и их анализ письменных работ.

Результаты. Определено, что художественный текст в курсе «Практикум по русскому языку» местное руководство для формирования умений смыслового чтения; в качестве образца для обогащения грамматического строя речи учащихся и собственных связных высказываний; для расширения культурного фонда.

Обсуждение. Подчеркивается, что подбор текстов и заданий к ним для обучения правописанию должен оцениваться интеллектуального, речевого и творческого развития учащихся.

Заключение. Делается вывод о том, что использование художественного текста при повторении орфографии и пунктуации дает развивающую речевую среду и повышает эффективность работы.

Ключевые слова

обучение правописанию; художественный текст; общеучебные задачи; смысловое чтение; грамматический строй речи; развитие связной речи; культурный фонд учащихся

Основные положения

- основные работы с художественным текстом при обобщенном повторении пунктуации в вузе;

- названы приемы работы с художественным текстом;

- предложена система упражнений, способствующая развитию связной речи учащихся.

Цитировать публикацию

Адаева, О. Б.  НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ В КУРСЕ ПРАКТИКУМА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [Текст] / О. Б. Адаева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  3 (156). — С. 7-23. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.156.3.001.

Библиографический список

1. Хрестоматия по методике русского языка: преподавание орфографии и пунктуации в общеобразовательных учебных заведениях : пособие для учителя / авторы-сост. В. Ф. Иванова, Б. И. Осипов. – М. : Просвещение, 1995. – 352 с.

2. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М. : Наука, 1981. – 140 с.

3. Валгина Н. С. Теория текста. М. : Логос, 2003. – 280 с.

4. Степанова Л. С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы : учебно-методическое пособие для учителей и студентов педвузов.. М. : Вербум-М, 2005. – 319 с.

5. Ипполитова Н. А. Текст в системе изучения русского языка в школе: материалы к спецкурсу. М. : Наука, 1992. – 128 с.

6. Дейкина А. Д., Янченко В. Д. Тенденции в отечественной методике преподавания русского языка // Русский язык в школе. 2011. № 6. С. 3–7.

7. Болотнова Н. С. Художественный текст как единица культуры и проблема его изучения // Культуроведческий подход: его реализация в школьном и вузовском курсах русского языка : доклады  и тезисы докладов участников Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика А. В. Текучева, 11–12 марта 2003 г. / сост. проф. А. Д. Дейкина, проф. Л. А. Ходякова. М. : МПГУ, 2003. С. 57–64.

8. Мишатина Н. Л. Методика и технология речевого развития школьников : лингвоконцептоцентрический подход : монография. СПб. : Наука, САГА, 2009. – 264 с.

9. Иваненко Г. С. Определение позиции автора: пять этапов когнитивного процесса декодировки информации // Филологический класс. 2018. № 4. С. 117–123. (WoS).

10. Терентьева Н. П., Баталова Е. В. Олимпиада по смысловому чтению как ресурс формирования функциональной грамотности // Филологический класс. 2019. № 3 (57). С. 108–113. DOI 10.26170/FK19-03-15. (WoS).

11. Адаева О. Б. Информационная задача как прием формирования читательской грамотности на уроках русского языка // Русский язык в поликультурном мире : сборник научных статей IV Международного симпозиума, 9–11 июня 2020 г. / отв. ред. Г. Ю. Богданович, Е. Я. Титаренко. В 2-х т. Симферополь : Издательский дом КФУ, 2020. Том 2. С. 22–27.

12. Как учить русскому языку и литературе современных школьников? Школьный учебник сегодня : коллективная монография / под науч. рук. Г. Г. Граник ; отв. ред. Н. А. Борисенко. М., СПб. : Нестор-История, 2018. – 320 с.

13. Миронова А. А., Выхрыстюк М. С. Эффективность лингвистических  проектов в формировании профессиональной компетенции будущего учителя // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 7. С. 161–176. DOI: 10.25588 / CSPU.2019.153.7.009.

14. Шендерова А. Любовь Андреевна Раневская как женщина Серебряного века. Алла Демидова в спектакле Анатолия Эфроса // PRO SCENIUM. Воп-росы театра. М. : УРСС, 2005. С. 325–340.

15. Шанский Н. М. Лингвистические детективы. М. : Дрофа, 2002. - 528 с.