Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 3 (156) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.156.3.008
УДК: 378.14
ББК: 74.480
Т. Т. Каверзнева ORCID
Кандидат технических наук, доцент Высшей школы техносферной безопасности, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. Л. Скрипник ORCID
Доцент, кандидат технических наук, профессор кафедры пожарной безопасности технологических процессов и производств, Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
С. В. Воронин ORCID
Доцент, кандидат технических наук, доцент кафедры пожарной безопасности технологических процессов и производств, Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ю. Г. Ксенофонтов ORCID
Кандидат технических наук, доцент кафедры пожарной безопасности технологи-ческих процессов и производств, Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ ПО ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются достоинства и недостатки дистанционной формы обучения слушателей. Для более качественного проведения данного вида занятий необходимо иметь отработанный учебно-методический комплекс, в первую очередь касающийся самоконтроля знаний и осуществления промежуточной аттестации в новом формате. Самостоятельная оценка знаний студентами может быть реализована в форме тематического тестирования по каждой теме изучаемой дисциплины.

Материалы и методы. За основу исследования принимается методика проведения зачета с оценкой по учебной дисциплине. Заранее готовится перечень тестовых вопросов, которые представляют собой формализованный материал, имеющий однозначный характер ответа и реализован в различных электронных формах преподнесения обучающим информации: в виде аналитических соотношений, иллюстраций, графиков, рисунков, текста и т. д. Обучающий должен ответить на все предложенные ему тестовые задания, по результатам которых в зависимости от количества правильных ответов по заранее принятым критериям ему выставляется оценка.

Результаты. Исходя из современных условий обеспечения учебного процесса необходимо, чтобы дистанционное обучение было организовано на основе наиболее рационального  применения информационных технологий и педагогического мастерства преподавателя. Опыт проведения занятий с обучающимися дистанционно показал, что научно-педагогический состав их проводит на достаточно высоком методическом уровне. При этом имеется возможность накапливать и анализировать статистический материал с целью дальнейшего повышения качества проведения занятий.

Обсуждение. Приводится основное содержание фонда оценочных средств (ФОС), критерии самооценки, защиты контрольной работы, зачета с оценкой, особенности работы преподавателей, слушателей в университете и на удаленном доступе.

Заключение. Постоянно изменяющиеся условия обучения в РФ ни в коем случае не должны сказываться на качестве образовательного процесса вуза. Наоборот, они должны являться исходными данными для решения поставленных задач по обеспечению учебного процесса в дистанционной форме обучения на более качественном уровне.

Ключевые слова

образовательные технологии; дистанционное образование; достоинства; тест; критерий

Основные положения

С развитием научно-технического процесса, появлением современных технологий в учебной деятельности, «умных» материалов и средств обработки информации, автоматизации дистанционная форма обучения наполняется новым содержанием [1, с. 213; 2, c. 225].

С учетом сложившейся обстановки в мире, вследствие снижения стоимости материальных ресурсов (нефтедобыча), введения политических и экономических санкций, закрытия границ некоторыми государствами, сокращением взаимоотношений, введением карантинных мер роль данного вида образования становится на настоящий момент времени почти единственно возможным [3, c. 110].

В этих условиях необходимо с системных позиций, всесторонне посмотреть на различные составляющие дистанционной формы обучения: порядок ее организации, состояние учебно-методического комплекса (УМК), форму проведения различных видов занятий, особенно, выполняемых в интерактивной форме и лабораторных работ, форму контроля промежуточной аттестации [4, с. 142; 5, c. 44]. К тому же немалую роль в этом процессе имеет техническая сторона: обеспечение средствами автоматизации, доступность и пропускная способность сети Internet [6, с. 242].

Цитировать публикацию

Каверзнева, Т. Т.  ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ ПО ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ [Текст] / Т. Т. Каверзнева, И. Л. Скрипник, С. В. Воронин, Ю. Г. Ксенофонтов, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  3 (156). — С. 133-151. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.156.3.008.

Библиографический список

1. Скрипник И. Л., Воронин С. В. Способ расчета показателя приспособленности образца к прогрессивной технологии производства // Надежность и долговечность машин и механизмов : сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции, Иваново, 13 апреля 2017 г. Иваново : Издательство «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России», 2017. С. 213–215.

2. Скрипник И. Л., Воронин С. В. Современные подходы повышения эффективности разработок образцов пожарной техники // Надежность и долговечность машин и механизмов : сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции, Иваново, 13 апреля 2017 г. Иваново : Издательство «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России», 2017. С. 224–226.

3. Бардулин Е. Н., Воронин С. В., Скрипник И. Л.Негативные последствия и проблемы безопасности в крупном мегаполисе на примере трудоустройст-ва иностранных граждан в РФ // Экономика и управление: Вчера, сегодня, завтра. 2018. № 4 (7). С. 109–116.

4. Скрипник И. Л.,  Воронин С. В., Балабанов В. А. Проведение объектовых занятий в интерактивной форме // Актуальные вопросы естествознания: сборник материалов II Межвузовской научно-практической конференции, Иваново, 12 апреля 2017 г. Иваново : Издательство «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России», 2017. С. 142–143.

5. Скрипник И. Л., Воронин С. В., Каверзнева Т. Т. Способы  организации  интерактивного  обучения профессионально специальных дисциплин // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2017. № 1 (34). С. 42–46.

6. Скрипник И. Л., Воронин С. В. Основные направления совершенствования подготовки специалистов ГПС МЧС России // Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 1 июня 2017 года. СПб. : Издательство «Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России», 2017. С. 241–243.

7. Скрипник И. Л., Воронин С. В. Специфика работы с обучающимися по подготовке специалистов пожарной безопасности // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2017. № 2 (35). С. 38–42.

8. Скрипник И. Л., Воронин С.В. Развитие учебно-материальной базы кафедры как одна из составляющих образовательного процесса // Подготовка кадров в система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 1 июня 2017 года. СПб. : Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2017. С. 257–261.

9. Скрипник И. Л., Воронин С. В. Современные альтернативные подходы обучения в сравнении с традиционными // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2017. № 4 (37). С. 46–50.

10. Воронин С. В., Скрипник И. Л., Каверзнева Т. Т. Методики оценки профессорско-преподавательского состава и обучающихся в учебном процессе // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 2018. № 4. С. 95–100.

11. Каверзнева Т. Т., Леонова Н. А. Концепция построения образовательных программ по направлению «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. 2016. № 6 (63). С. 57–64. DOI: 10.12737/3664.

12. Каверзнева Т. Т., Леонова Н. А. Опыт внедрения интерактивных форм обучения по направлению техносферной безопасности в курсах безопасности жизнедеятельности // Безопасность жизнедеятельности. 2017. № 1. С. 61–64.

13. Каверзнева Т. Т., Ефремов С. В., Идрисова Д. И. Безопасность жизнедеятельности. Деловая игра. Расследование инцидентов и несчастных случаев на производстве. Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2014. – 82 с.

14. Каверзнева Т. Т., Леонова Н. А., Румянцева Н. В., Скрипник И. Л. Опыт проведения практических занятий в интерактивной форме по направлению «Техносферная безопасность» // Промышленная безопасность предприятий ми-

 

нерально-сырьевого комплекса в XXI веке. 2017. № 4. Том 1: Горный информационно-аналитический бюллетень. С. 359–365.

15. Каверзнева Т. Т., Леонова Н. А. Проблемы перевода учебного процесса в ON-LINE формат в высшей школе // Безопасность жизнедеятельности. 2018. № 4 (208). С. 61–64.

16. Скрипник И. Л., Воронин С.В., Каверзнева Т. Т., Сенченко В. А. Анализ рисков поражения людей электрическим током и возникновения пожара в различных схемах электроснабжения здания // Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. 2017. № 4 (166). С. 35-44.

17. Leonova N., Avdeeva M. & Kaverzneva T. (2019), “Developing Individuals’ Professional Qualities in the course of Technosphere Safety Specialists Training”, E3S Web of Conferences, vol. 140, 08008. DOI: 10.1051/e3sconf/201914008008.

18. Иванов А. В., Скрипник И. Л., Воронин С. В. Уменьшение процесса коррозии металла при воздействии переменного частотно-модулированного сигнала // Проблемы управления рисками в техносфере. 2019. № 1 (49). С. 14–24.

19. Скрипник И. Л., Воронин С. В. Совершенствование организационного механизма управления разработкой образцов пожарной техники // Надежность и долговечность машин и механизмов: сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции, Иваново, 13 апреля 2017 г. Иваново: Издательство «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России», 2017. С. 222–224.

20. Леонова Н. А., Каверзнева Т. Т., Ульянов А. И. Междисциплинарная связь курсов физики, безопасности жизнедеятельности и техносферной безопасности // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014. № 3 (203). С. 160–165.