Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 3 (156) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.156.3.014
УДК: 378.225
ББК: 74.489
Г. А. Шиганова ORCID
Профессор, доктор филологических наук, Заведующий кафедрой русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. Ю. Никитина ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. В. Свиридова ORCID
Профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Л. П. Юздова ORCID
Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому и литературы, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В РУССКОЯЗЫЧНОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация

Введение. В статье определены актуальные проблемы подготовки студентов педагогических вузов в условиях современной миграционной политики к изучению и пониманию процессов адаптации, интеграции и сопровождения обучающихся в русскоязычной начальной школе детей мигрантов. Цель статьи — описание и обоснование процесса усвоения специальных психолого-педагогических и методических приемов обучения будущими учителями начальных классов в работе с детьми в поликультурной среде.

Материалы и методы. Эмпирической базой настоящего исследования выступает МАОУ СОШ № 6 им. Зои Космодемьянской г. Челябинск. Основные методы исследования: 1. Анализ ФГОС НОО и научной литературы, посвященной изучению психолого-педагогических технологий для организации образовательного процесса в начальной школе с детьми мигрантов, плохо владеющими русским языком и включенными в процесс его познания. 2. Активное применение учителями в процессе обучения различных диагностических методик: анкетирования, анализа результатов исследования, наблюдения, метода математической статистики и других, которые в целом дают возможность познавать психологические особенности детей-инофонов и специфику их адаптации в русскоязычной социокультуре.

Результаты. Выявлены и описаны содержательные характеристики процессов адаптации детей-билингвов младшего школьного возраста, с которыми знакомятся студенты вуза на педагогической практике и после окончания высшего учебного заведения, придя работать в школы в качестве учителей. Определены основные трудности взаимодействия детей в поликультурной группе и пути их преодоления. Уточнены методы и приемы психолого-педа-гогического сопровождения детей мигрантов, направленные на успешное освоение ООП НОО (предметных и метапредметных результатов). Названы основные пути формирования коммуникативных навыков детей-инофонов при изучении русского языка и активного взаимодействия учителя с обучающимися и их родите-лями. Как считают Л. П. Юздова и Д. Ф. Багапова, «… язык не может быть рассмотрен отдельно от культуры носителей языка, поэтому неслучайно и обращение исследователей к лингвострановедческому потенциалу» [1, с. 312].

Обсуждение.Для осуществления педагогической поддержки обучающихся детей мигрантов во время адаптационного периода в начальной школе необходимым является установление социальных связей, которые могут осуществляться благодаря высочайшему уровню профессионально-личностной культуры педагога, его педагогической компетентности; атмосфере взаимодействия и сотрудничества в педагогическом коллективе и учебном классе; наличию реальной связи с семьей ребенка, учебного заведения и социума, государственной поддержке во время процесса обучения.

Установлено, что будущий учитель начальных классов должен адаптироваться к русской культуре с точки зрения социальной и психологической, адаптироваться к русскому языку, традициям носителя языка, его обычаям. Этому благоприятствует планомерная, длительная и систематическая психолого-педагогическая и методическая работа с обучающимися, с учителями и родителями детей. Учитель в этой работе должен опираться на научные труды и выводы известных ученых-практиков российской психологической науки, среди них: Л. В. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинш-тейн, которые разработали основополагающие принципы психологического сопровождения ребенка. Ученые особо отметили ведущую роль деятельности в развитии ребенка.

Заключение. Делается вывод о том, что адаптационные процессы овладения русским языком детьми мигрантов в иноязычной для них среде, включения их в социокультурную незнакомую общность есть трудный и неоднозначный процесс, требующий специальных знаний педагогов, которые способны создать такие психолого-педагогические условия в классе, чтобы социальная поддержка осуществлялась совместными усилиями педагогов, детей и родителей и приводила к хорошим результатам при вхождении детей в мир ценностей русского менталитета.

Ключевые слова

адаптация; билингв; мигрант; менталитет; психолого-педагогическое сопровождение; социокультура; коммуникативная компетенция; психолого-педагогические условия

Основные положения

– определена система задач, стоящих перед учителем начальных классов  при обучении и воспитании детей мигрантов;

– названы основные факторы, влияющие на учебно-воспитательный процесс в поликультурном классе;

– выявлены психолого-педагогические условия адаптации и сопровождения детей в неродной для них социокультурной среде;

– описаны фрагменты Программы психолого-педагогичес-кого сопровождения детей мигрантов в МАОУ СОШ № 6 г. Челябинск с целью знакомства студентов с методическими знаниями и умениями в образовательном учреждении, в котором ведется целенаправленная работа с детьми-инофонами.

Цитировать публикацию

Шиганова, Г. А.  ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В РУССКОЯЗЫЧНОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [Текст] / Г. А. Шиганова, Е. Ю. Никитина, А. В. Свиридова, Л. П. Юздова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  3 (156). — С. 237-250. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.156.3.014.

Библиографический список

1. Юздова Л. П., Багапова Д. Ф. Сущность коннотации лексических и фразеологических единиц: сравнительно-сопоставительный аспект (на материале лексем и фразеологизмов двух языков) // Вестник ЧГПУ. 2012. № 5. С. 308–316.

2. Маслова В. А. Лингвокультурология : учебное пособие. М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 208 с.

3. Болдырев И. Н. Антропоцентрическая сущность языка в его функциях, единицах и категориях // Вопросы когнитивной лингвистики. 2015. № 1 (042). С. 5–12.

4. Абросимова Л. С., Сагайдачная Е. Н. Эмоциональное обучение как фактор активизации познавательной деятельности // Когнитивные исследования языка. Выпуск 37 : Интегративные процессы в когнитивной лингвистике : материалы международного конгресса по когнитивной лингвистике, 16–18 мая 2019 г. Нижний Новгород : Изд-во «ДЕКОМ», 2019. С. 27–31.

5. Никитина Е. Ю., Гиниятуллина Э. Х. Формирование по-ликультурных умений детей старшего дошкольного возраста средствами иностранного языка : монография. М. : Издательство «Перо», 2017. – 178 с.

6. Шишкина К. И., Жукова М. В., Фролова Е. В. Социально-психологические аспекты сопровождения образования: учебно-методическое пособие. Челябинск : Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет ; Южно-Уральский научный центр РАО, 2019. – 210 с.

7. Balandina I.D., Moskvitina T.N., Yuzdova L.P. & Nikitina Ye.Yu. (2019), “Mastering toponyms by Students-Foreigners while studying a Language (On the material of the Russian and English Languages)”. VI International Multidisci-plinary Scientific Conference “Social Sciences & Arts SGEM 2019” (Ancient Science. Archaeology, history, philosophy, lan-guage and linguistics, health policy and services), Vienna, Austria, April 11-14, vol. 6, no. 2.1, pp. 221–228. (Scopus).

8. Ефременко Л. В. Изучение билингвизма на современном этапе и особенности детского билингвизма // Вестник Костромского государственного университета. 2018. Т. 24. № 3. С. 178–180. (Серия «Педагогика. Психология. Социо-кинетика»).