Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 3 (156) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.156.3.002
УДК: 42: 378
ББК: 81.432.1: 74.480
О. Ю. Афанасьева ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой английской филологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
М. В. Смирнова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики обучения английскому языку, Южно-Уральский государственный гу-манитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
М. Г. Федотова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики обучения английскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СОДЕРЖАНИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Аннотация

Введение. В статье рассматривается сущность и структура эмоционального интеллекта, его место и роль в профессиональном становлении будущего учителя иностранного языка. Даны определения терминов «эмоция», «интеллект», «эмоциональный интеллект», «языковые средства». Выявлен набор языковых средств, репрезентирующих компоненты эмоционального интеллекта в содержании обучения иностранному языку. Цель статьи состоит в обосновании отбора репертуара языковых средств, отражающих структуру и содержание эмоционального интеллекта и включенных в языковой компонент профессиональной подготовки учителя иностранного языка.

Материалы и методы. Основными методами исследования выступил анализ научной литературы по проблемам развития эмоционального интеллекта в профессиональном образовании, отбор и стратификация языкового материала, обобщение и интерпретация полученной информации.

Результаты. Результатом проведенного исследования является определение репертуара языковых средств объективации компонентов эмоционального интеллекта в содержании обучения иностранному языку в высшей педагогической школе.

Обсуждение. Состоит в выявлении роли языковых средств в объективации компонентов эмоционального интеллекта в содержании обучения иностранному языку в высшей педагогической школе.

Заключение. Делается вывод о том, что выделенный репертуар языковых средств на основе компонентов эмоционального интеллекта позволяет осуществлять целостный подход к его развитию у студентов — будущих учителей иностранного языка. 

Ключевые слова

эмоция; интеллект; эмоциональный интеллект; содержание обучения ИЯ

Основные положения

– проведен анализ теоретических основ эмоционального интеллекта как методического феномена;

– разработан категориально-понятийный аппарат, отражающий структуру и содержание эмоционального интеллекта;

– выявлены языковые средства, представляющие компоненты эмоционального интеллекта в содержании обучения ИЯ.

Цитировать публикацию

Афанасьева, О. Ю.  ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СОДЕРЖАНИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ [Текст] / О. Ю. Афанасьева, М. В. Смирнова, М. Г. Федотова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  3 (156). — С. 24-34. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.156.3.002.

Библиографический список

1. Гарскова Г. Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую теорию / Ананьевские чтения : тезисы научно-практической конференции. Спб. : Изд-во СПбГУ, 2013. С.25–27.

2. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М. : Институт психологии РАН, 2004. – 176 с. – ISBN 5–9270–0058–4.

3. Mayer J.D., Salovey P. & Caruso D.H. (2008), “Emotional Intelligence: new ability or eclectic traits”, American Psychologist Journal, 63, 503–517.

4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 650 с.

5. Bar-On R. (2006), “The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESL)”, University of Texas Medical Branch, USA, 25p.

6. Андреева И. Н. Современные представления об эмоциональном интеллекте и его месте в структуре личности // Журнал Бел. Гос. Ун-та. Философия. Психология. 2017. № 2. С.104–109.

7. Шиманская В. Как развивать эмоциональный интеллект? 4 практических шага // Компания Rusbase — независимое издание о технологиях и бизнесе, организатор мероприятий и создатель сервисов для предпринимателей, инвесторов и корпораций : [сайт]. URL: http://rb.ru/openion/eg/ (дата обращения: 20.04.2020).

8. Карпова Ю. А. Средства выражения эмоционально-эмпатийного взаимодействия в условиях речевого общения // Вестник Перм. Ун-та. Российская и зарубежная филология. 2011. Вып. 4 (16). С.73–79.

9. Карпова Ю. А. Эмотивно-эмпатийный компонент межкультурной коммуникации // Вестник Пермского государственного технического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2010. № 4. С.147–159.

10. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М. : Наука, 1987.–  204 с.

11. Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. М. : Наука, 2002. – 456 с.