Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Статья посвящена теме детско-родительских отношений, определению формы социальной организации в семье. Авторы исследования выдвигают гипотезу — предположение о том, что современные дети в семье отдают лидирующую роль матери. В ходе исследования проанализирован тип социальной организации в современной семье посредством изучения мнения детей методом анкетирования. Полученные результаты исследования предоставляют возможность разработки методических рекомендаций для педагогов, работающих с разными типами семей.
Материалы и методы. Теоретические методы включают в себя анализ психолого-педагогической литературы, материалов и публикаций социально-психологической направленности. В исследовании используются такой метод, как анонимная анкета. Все вопросы в анкете сформулированы кратко с учетом активного словаря детей, соответствующего их возрасту.
Результаты. В результатах исследования отражается форма социальной организации в семье: как распределены родительские обязанности между отцом и матерью, и кто занимает лидирующую позицию в семье, по мнению ребенка.
Обсуждение. Установлено, что современные дети слабо отличают «родительскую» роль от роли «главы семьи». Согласно результатам исследования дети придерживаются мнения, что для современной семьи характерна социальная организация – патриархат.
Заключение. Полученные результаты исследования предос-тавляют возможность разработки методических рекомендаций для педагогов, работающих с разными типами семей.
социальная организация в семье; матриархат; патриархат; дети; детско-родительские отношения; эмоциональная привязанность ребенка
– выявлено, что дети находятся под влиянием гендерных стереотипов в выборе главы семьи;
– по результатам корреляционного анализа можно предположить, что современные дети слабо отличают «родительскую» роль от роли «главы семьи».
Штырц, Н. А. ДЕТСКИЙ ВЗГЛЯД НА СЕМЬЮ: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ В СЕМЬЕ [Текст] / Н. А. Штырц, Т. А. Насырова, О. А. Коробейникова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2020. — № 3 (156). — С. 251-262. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.156.3.015.
1. Шнейдер Д. Б. Семейная психология : учебное пособие для вузов. 2-е изд. М. : Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2006. —768 с.
2. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. СПб. : Речь, 2006. — 360 с.
3. Ситников В. Л., Доева Л. И. Кросскультурные особенности образов супругов в сознании мужчин и женщин осетинской и русской национальностей // Успехи современной науки. 2016. Т. 4. № 6. С. 103–108.
4. Доклад ООН-женщины «Прогресс женщин мира в 2019–2020 годах: семьи в меняющемся мире» / ООН-женщины : [сайт]. URL: https://www.unwomen.org/en/digital-library/progress-of-the-worlds-women (дата обращения: 16.05.2020).
5. Кон И. С. Ребенок и общество. М. : «Академия», 2003. – 336 с.
6. Авдеева А. В. «Вовлеченное отцовство» в современной России: стратегии участия в уходе за детьми» // Социологические исследования. 2012. № 11. С. 95–104.
7. Кузьмишина Т. Л. Материнское и отцовское отношение к детям младенческого и дошкольного возраста // Психологические проблемы современной семьи : сб. материалов VIII Международной науч.-практ. конф., 3–6 октября 2018 г. Москва–Екатеринбург–Звенигород. С. 142-148. – ISBN 978-5-7186-1075-8.
8. Лотова И. П. Студенческая семья: современный портрет, характеристика основных проблем и пути разрешения // Учёные записки ЗабГУ. 2017. Том 12. № 3. С. 129–134.
9. Представления подростков о будущем родительстве в подростковом и юношеском возрасте / Захарова Е. И. [и др.] // Российский психологический журнал. 2019. Т. 16, № 2. С. 103–122.