Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 4 (157) Педагогические науки
DOI: 10.25588/CSPU.2020.157.4.010
УДК: 151.8: 378
ББК: 88.40: 74.48
Н. А. Соколова ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой социальной работы, педагогики и психологии, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. М. Харланова ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
С. В. Рослякова ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАБОТЕ С КОНФЛИКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Аннотация

существующим явлением жизни общества. Глобализация, цифровизация экономики и системы образования, динамичные изменения общества, высокая степень неопределенности имеет тенденцию к росту. Это влияет на систему образования и ставит новые задачи в подготовке будущих педагогов. Возникает необходимость обязательной конфликтологической подготовки будущих педагогов. Подготовка будущих педагогов к работе с конфликтами должна строиться на принципе проактивности, предполагающем способность будущего педагога осознанно выбирать варианты, способы, механизмы реагирования на вновь возникающие обстоятельства, опираясь на базовые знания о работе с конфликтами. Такая подготовка должна быть гибкой, вариативной, носить «упреждающий», ориентированный на будущее характер.

Материалы и методы.В ходе работы применялись метод дуальных оппозиций, структурно-функциональный анализ, моделирование (гипотетико-индуктивный метод). Был осуществлен обзор статей, раскрывающих проблемы конфликтологической подготовки будущих педагогов и ее научно-методического обеспечения.

Результаты. Результаты обзора и анализа научной литературы по проблеме свидетельствуют о потребности системы образования в разработке проактивной модели  конфликтологической подготовки будущих педагогов и ее научно-методического обеспечения. Это актуализировало разработку подобной модели с обоснованием ее методологии, содержания образования и методического сопровождения (технологий, методов, форм, средств) подготовки будущих педагогов к эффективной работе по прогнозированию, диагностике, профилактике, разрешению и управлению конфликтами.

Обсуждение. Модель-конструктор строится на основе системно-синергетического, процессного, субъектно-средового, конструктивно-компетентностного и партисипативного подходов. Сама модель состоит из прогностического, целевого,  содержательно-процессуального, методико-технологического, критериально-результативного компонентов с  наличием инвариантной и вариативной части.             

Заключение. Конфликтологическая подготовка будущих педагогов и ее научно-методическое обеспечение должны быть проактивны. Это обеспечивает возможность адекватного ответа на вызовы будущего, разработку стратегических ориентиров системы образования. Конфликтологическая подготовка будущих педагогов позволяет обеспечить формирование системы теоретических и практических знаний о работе с конфликтами, научно-исследовательскую деятельность студентов в сфере конфликтов, практику конфликтологической деятельности студента. Результатом является готовность будущего педагога к работе с конфликтами в условиях быстро меняющейся образовательной среды.

Ключевые слова

конфликтологическая подготовка; научно-методическое обеспечение; конфликтологическая подготовки будущих педагогов; конфликтологическая готовность, конфликтологические компетенции

Основные положения

– рассмотрены категориально-понятийный аппарат, структура, содержание конфликтологической подготовки будущих педагогов, методологические подходы и принципы построения модели-конструктора, ее компоненты, организация научно-методического обеспечения конфликтологической подготовки будущих педагогов.

– выявлено, что модель носит проактивный характер и строится на основе системно-синергетического, процессного, субъектно-средового, конструктивно-компетентностного и партисипативного подходов; состоит из прогностического, целевого,  содержательно-процессуального, методико-технологического, критериально-результативного компонентов; предполагает создание определенных организационно-педагогических условий: сетевое проактивное взамодействие образовательных организаций и организаций высшего образования, создание насыщенной образовательной среды, сопровождение личностного развития студента.

Цитировать публикацию

Соколова, Н. А.  НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАБОТЕ С КОНФЛИКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА [Текст] / Н. А. Соколова, Е. М. Харланова, С. В. Рослякова , // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  4 (157). — С. 159-177. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.157.4.010.

Библиографический список