Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 4 (157) Педагогические науки
DOI: 10.25588/CSPU.2020.157.4.001
УДК: 42/49(07): 378
ББК: 81.2-9: 74.480.223
Е. А. Бароненко ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ю. А. Райсвих ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. А. Скоробренко ORCID
Магистрант кафедры теоретической и прикладной психологии факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПРИМЕНЕНИЕ ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация

Введение. В данной  статье обоснована актуальность применения дидактизированного песенного материала в процессе  формирования межкультурной текстовой компетенции в процессе обучения иностранным языкам.  Цель статьи – конкретизировать роль песенного материала в процессе работы над лексикой и провести анализ проведения диагностики уровня сформированности лексического навыка у обучающихся на языковом факультете в высшей школе после внедрения дидактизированного песенного материала в образовательный процесс. Авторами рассматривается лексический навык  как структурированное действие и анализируются основные этапы запоминания лексической единицы.

Материалы и методы. В процессе исследования применялись   следующие методы  исследования: обзор работ российских и зарубежных ученых, эмпирические (анкетирование, тестирование), интерпретационные (количественный и качественный анализ уровня сформированности лексического навыка).

Результаты. Результаты экспериментальной работы на факультете иностранных языков ЮУрГГПУ доказали,  что в процессе целенаправленной работы по формированию у обучающихся лексических навыков с помощью дидактизированного песенного материала уровень их сформированности изменяется в лучшую сторону. Дидактизирована серия  популярных немецких песен, описан опыт их использования в процессе преподавания немецкого языка на факультете иностранных языков.

Обсуждение. Проанализированы основные этапы  работы над лексикой, каждый этап соотнесен  со стадиями формирования лексического навыка. Обоснована эффективность использования музыкальной наглядности как средства оптимизации образовательной деятельности обучающихся (активизации формирования лексического навыка), одним из специфических видов которой является песенный материал.

 Заключение. Результаты проведенного педагогического эксперимента позволили сделать вывод о том, что в процессе применения дидактизированного песенного материала в процессе обучения немецкому языку у обучающихся были сформированы лексические навыки на более высоком уровне.

Ключевые слова

песенный материал; лексический навык; ознакомление с функцией слова; первичное закрепление; развитие умений; навыки использования лексики;  виды речевой деятельности

Основные положения

– основные этапы  работы над лексикой соотнесены  со стадиями формирования лексического навыка;

– дидактизирована серия популярных немецких песен  с целью более эффективного формирования лексических навыков у обучающихся факультета иностранных языков;

– прослежена обусловленность более успешного формирования лексических навыков у обучающихся факультета иностранных языков при применении серии дидактизированных немецких популярных песен в учебном процессе.

Цитировать публикацию

Бароненко, Е. А.  ПРИМЕНЕНИЕ ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ [Текст] / Е. А. Бароненко, Ю. А. Райсвих, И. А. Скоробренко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  4 (157). — С. 7-28. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.157.4.001.

Библиографический список

1. Бароненко Е. А., Власенко О. Н., Скоробренко И. А. Реализация лингвострановедческого подхода в процессе профессиональной подготовки бакалавров лингвистики // Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы : материалы II Международной научно-практической конференции, 21 декабря 2018 года, г. Новокузнецк. Ульяновск : Зебра, 2018. С. 132–135.

2. Ариян М. А., Шамов А. Н. Основы общей методики преподавания иностранных языков: теоретические и практические аспекты : учебное пособие. Москва : ФЛИНТА, 2019. – 224 с.

3. Кусарбаев Р. И., Калугина Е. В., Мухаметшина О. В. Подготовка студентов к межкультурному взаимодействию в процессе иноязычного образования в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 60–63.

4. Лежнева Н. В. Создание психологически комфортной образовательной среды в вузе посредством личностно ориентированных технологий // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2011. № 13 (230). С. 12–17. (Образование. Педагогические науки).

5. Вершинина А. Р. Использование песенного материала в процессе обучения иностранным языкам в вузе // Язык и культура: вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 18–19 октября 2019 года. Брянск : Брянский государственный инженерно-технологический университет. 2020. С. 355–359.

6. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс : пособие для студентов пед. вузов и учителей. Москва : Астрель. 2008. – 272 с.

7. Бабаскина Е. Г. Социокультурный аспект иноязычного образования в профессиональном становлении лингвистов-переводчиков // Перевод и межкультурная коммуникация: теория и практика. 2018. № 5. С. 28–31.

8. Лопатина М. В. Использование программы-приложения Quizlet в процессе развития лексических навыков студентов на занятиях по немецкому языку в вузе // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2019. № 3 (31). С. 4–10.

9. Высоцкая Е. В. Роль музыки и песен в изучении английского языка // English. 2007. № 4. C. 10–15.

10. Быстрай Е. Б., Власенко О. Н., Дорохова Е. Ю. Песенный жанр как фактор повышения мотивации к изучению иностранного языка в педагогическом вузе // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 4. С. 42–60.

11. Андреева И. А. Использование разножанровой молодежной музыки в обучении иноязычной монологической речи учащихся-подростков : монография. Армавир : АГПУ. 2010. – 123 с.

12. Кручинина Г. А., Королева Е. В. Использование песенного материала для формирования лексических навыков на уроках английского языка // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-10. С. 129–135.

13. Дзейтова Х. Б. Формирование лексических навыков на уроках французского языка на материале песен // Известия Чеченского государственного университета. 2019. № 3 (15). С. 94–99.

14. Умирзакова С. Е. Использование аутентичного материала в обучении иностранному языку на примере песни // Современные парадигмы лингвистических исследований: методы и подходы : сборник материалов Международной научно-практической конференции, 19–20 ноября 2018 года, г. Стерлитамак. Уфа : Башкирский государственный университет. 2018. С. 166–170.

15. Конышева А. Ю., Райсвих Ю. А., Быстрай Е. Б. Способы работы с текстом через призму формирования языковой компетенции // Теоретические и прикладные аспекты лингвообразования : сборник научных статей Межвузовской научно-практической конференции 27-28 мая 2019 года, г. Кемерово / под редакцией Л. С. Зникиной. Кемерово : Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева. 2019. С. 157-161.

16. Пранович С. И. Работа с аутентичными музыкальными произведениями на уроке иностранного языка // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. 2018. № 8. С. 18-27.

17. Шишова Ю. С. Использование аутентичного песенного материала для формирования межкультурной компетенции старшеклассников // Иностранные языки и современные тенденции в иноязычном образовании : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, 22 апреля 2020 года. Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2020. С. 76–78.