Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление готовности образовательных организаций высшего образования к дистанционному обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях пандемии COVID-19. Авторы обосновывают актуальность темы проведенного онлайн-исследования, выявляют трудности и проблемы дистанционного обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, эмпирически изучают удовлетворенность студентов дистанционными технологиями, степень их активности в процессе учения, их субъективное восприятие доступности и качества дистанционного образования.
Материалы и методы. В рамках научно-исследовательского проекта «Активизирующая модель профессиональной подготовки лиц с инвалидностью и ОВЗ как конкурентоспособных специалистов», поддержанного РФФИ в 2019 году, авторами было проведено эмпирическое исследование, в котором было выявлено, что большинство преподавателей вузов, где совместно обучаются студенты с ОВЗ и без ОВЗ, в качестве одного из способов повышения эффективности инклюзивного высшего образования в России рассматривают широкое использование дистанционных технологий для смешанного обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ. Анализ доступности ресурсов дистанционного обучения и консультирования на веб-сайтах образовательных организаций.
Результаты. Вопросы использования дистанционных технологий в обучении студентов с инвалидностью и ОВЗ являлись одними из популярных в научном педагогическом дискурсе.
Обсуждение. В немногочисленных работах исследователей разных стран ставится вопрос о совершенствовании системы организации дистанционного обучения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в период самоизоляции, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Заключение. Ситуация, вызванная пандемией COVID-19, стала источником возникновения проблем, связанных с организацией дистанционного инклюзивного образования студентов с инвалидностью и ОВЗ.
студенты с ограниченными возможнос-тями здоровья; дистанционное высшее образование; пандемия COVID-19; готовность образовательных организаций высшего образования
– было проведено онлайн-исследование, которое состояло из двух самостоятельных этапов;
– был проведен онлайн-опрос студентов с ОВЗ, обучающихся в российских вузах;
– повышение эффективности дистанционного инклюзивного образования требует разработки системы индивидуальной поддержки студентов с инвалидностью и ОВЗ, а также способов активизации их учебной деятельности.
Бонкало, Т. И. ГОТОВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ДИСТАНЦИОННОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 [Текст] / Т. И. Бонкало, В. М. Гребенникова, Е. Ю. Никитина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2020. — № 6 (159). — С. 73-95. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.159.6.005.
1. Блинов В. И., Сергеев И. С., Есенина Е. Ю. Внезапное дистанционное обучение: первый месяц аврала (по результатам экспресс-исследования и экспресс-опроса) : в 2-х ч. // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 6–33. DOI: 10.24411/2307-42-64-2020-10201.
2. Социальные последствия пандемии COVID-19 и инклюзивность : дайджест Департамента Международного и регионального сотрудничества. М. : Счетная палата, 2020. – 36 с.
3. О направлении методических рекомендаций : письмо Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 22 октября 2020 года № МН-5/4683 с приложением. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Ieva Eskytė, Anna Lawson, Maria Orchard & Elizabeth Andrews (2020), “Out on the streets – Crisis, opportunity and disabled people in the era of Covid-19: Reflections from the UK”, ALTER, vol. 14, is. 4, November, pp. 329–336. DOI: 10.1016/j.alter.2020.07.004.
5. Anne Kavanagh, Helen Dickinson, Gemma Carey, Gwynnyth Llewellyn, Eric Emerson, George Disney & Chris Hatton (2020), “Improving health care for disabled people in COVID-19 and beyond: Lessons from Australia and England”, Disability and Health Journal, 14 (2): 101050, 5 December. DOI: 10.1016/j.dhjo.2020.101050.
6. Zoë Meleo-Erwin, Betty Kollia, Joe Fera, Alyssa Jahren & Corey Basch (2020), “Online support information for students with disabilities in colleges and universities during the COVID-19 pandemic”, Disability and Health Journal, vol. 14 (1): 101013, January 2021. DOI: 10.1016/j.dhjo.2020.101013.
7. Ануфриева, О. Н. Проблемы дистанционного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями при обучении в СПО // Молодой ученый. 2019. № 3 (241). С. 347–349.
8. Кравченко Г. В., Лаврентьев Г. В. Построение дистанционного курса и организация обучения студентов высшей школы в системе Moodle // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 2-2 (78). С. 26–29. DOI: 10.14258/izvasu(2013)2.2-04.
9. Использование дистанционных образовательных технологий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья / Н. А. Пегасова [и др.] // Современное педагогическое образование. 2019. № 11. С. 140–143.
10. Гребенникова В. М., Бонкало Т. И., Руденко Е. Ю. Особенности развития у студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
качеств конкурентоспособной личности // Педагогика и просвещение. 2019. № 4. С. 76–85.