Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 6 (159) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.159.6.010
УДК: 377.5
ББК: 74.47
Е. С. Малиновский ORCID
Аспирант кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
С. Г. Молчанов ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет; профессор кафедры развития образовательных систем, Челябинский институт развития профессионального образования, г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПРОЦЕДУРА ОЦЕНИВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация

Введение. В настоящей статье мы рассмотрим подготовку и процедуры оценивания социализационно-образовательных проектов, реализуемых педагогическими работниками и обучающимися профессиональных образовательных организаций (ПОО). Социализационно-образовательный проект в системе среднего профессионального образования (СПО) направлен на формирование определенных компетенций, изначально поставленных для развития в обучающихся в рамках этого проекта. При этом мы учитываем особенности профессионального образования, включающего в себя получение определенных личностных и профессиональных компетенций, установленных стандартом образования, профессиональную ориентацию и самоопределение будущего выпускника и возрастных особенностей.

Материалы и методы. В процессе исследования применены

следующие методы: анализ нормативно-правовых документов; научных исследований; компаративный и контент-анализ; синтез. В настоящем исследовании использованы в качестве базовых методов: 1) методика отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и 2) методика оценивания социализованности юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО), предложенная автором статьи С. Г. Молчановым..

Результаты. Предлагаемые процедуры подготовки и экспертного оценивания социализационно-образовательных проектов можно рассматривать как частную методику педагогического исследования, выступающую одним из инструментов формирования социальной активности обучающихся, катализатором инновационной деятельности педагогического коллектива, способом корректировки деятельности педагога.

Обсуждение. Оценивание социализационно-образовательных проектов должно входить в единую внутреннюю систему оценки качества образования и способствовать совершенствованию учебно-воспитательной работе, выполнению требований ФГОС и формированию личности выпускников, способных соответствовать требованиям работодателя.

Заключение. В исследовании определена сущность оценивания социализационно-образовательных проектов, реализуемых педагогическими работниками и обучающимися ПОО. Мы считаем, что оценивание социализационно-образовательных проектов должно входить в единую внутреннюю систему оценки качества образования и способствовать совершенствованию учебно-воспитательной работы, выполнению требований ФГОС и формированию личности выпускников, способных соответствовать требованиям работодателя. При этом мы учитываем особенности профессионального образования, включающего в себя получение определенных личностных и профессиональных компетенций, установленных стандартом образования, профессиональную ориентацию и самоопределение будущего выпускника и возрастных особенностей. Получив результат по оцениванию социализационно-образовательного проекта, можно при-нимать решение о дальнейшей реализации проекта или внесение в него изменений. Кроме этого, возможно составление рейтингов социализационно-образовательных проектов в конкретной образовательной организации или социальной группе. Предложенный метод может быть использован как при оценивании профессионально-педагогических, так и студенческих проектов, реализуемых в «социализационно-образовательном процессе» (С. Г. Молчанов). Мы предварительно определили также и перспективы направлений даль-нейшего исследования обсуждаемой проблемы. При этом уже полученные результаты вносят вклад в развитие теории проектного метода.

Ключевые слова

измерение; оценивание; процедура; экспертный метод; метод экспертных оценок; экспертная оценка; социальная активность; позитивные социальные компетенции; личностные компетенции; ВСОКО; внутренняя система оценки качества образования; профессиональные компетенции; социализационно-образовательный процесс; социализационно-образовательный проект; проект; инновационная деятельность; учебно-воспитательная работа; профессиональная образовательная организация; ПОО; среднее профессиональное образование; СПО.

Основные положения

– определена сущность оценивания социализационно-образовательных проектов;

– разработана процедура оценивания социализационно-образовательных проектов;

– предложенная методика выступает одним из инструментов формирования социальной активности обучающихся.

Цитировать публикацию

Малиновский, Е. С.  ПРОЦЕДУРА ОЦЕНИВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ [Текст] / Е. С. Малиновский, С. Г. Молчанов, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  6 (159). — С. 154-180. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.159.6.010.

Библиографический список

1. Смирнова Ж. В., Красикова О. Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 3 (24). 9 с. – ISSN 2307-1281 (Online). DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9.

2. Распопова А.Ю., Беспалова С. В. Реализация студенческих проектов: проблемы и пути решения // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. Т. 14. № 3. С. 80–86.

3. Помаскина О. В. Проектный метод как инновационная форма обучения в вузе // Инновационное развитие экономики. 2020. № 4-5 (58-59). С. 42–51.

4. Малышева Н. В. Проектный метод обучения и проектное мышление педагога: поиск новых подходов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33). С. 48–55.

5. Елкина И. М. Анализ и поиск механизмов оценивания результатов обучения при личностно-ориентированном подходе // Наука и школа. 2016. № 2. С. 153–163.

6. Бароненко А. С. Проблемы воспитания молодежи в современных условиях: В помощь учителю. Челябинск : Челяб. гос. ун-т. 2000. – 23 с.

7. Молчанов С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС - ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС - ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении : пособие для работников дошкольного образования. Челябинск : Энциклопедия, 2012. – 60 с.

8. Малиновский Е. С. Социализационно-образовательный проект как объект оценивания // Интеграция и дифференциация науки и практики в контексте приоритетных парадигм развития цивилизации : сборник научных статей по итогам национальной научно-практической конференции, 23-24 октября 2020 года. Санкт-Петербург. СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2020. – 250 с.

9. Журавлёва В. А. Метод экспертного оценивания: историческая экспликация и современная модель //  Вестник РУДН. 2012. № 2. С. 28–38. (Социология).

10. Адольф В. А., Журавлева О. П. Развитие личностного потенциала студента в процессе профессиональной подготовки // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 2. С. 21–26.

11. Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки. М. : Наука, 1973. – 157 с.

12. Стернберг В. Н. Теория и практика «метода проектов» в педагогике XX века : автореф. дис. … кан. пед. наук.  Рязань, 2003. – 22 с.

13. Дербенев Д. П. Социальная адаптация подростков / Социологический журнал. 1997. № 1-2. С. 142–147.

14. Трегубова Е. С. Повышение эффективности профессионального воспитания студентов технического колледжа : автореф. дис. … кан. пед. наук. Москва, 2009. – 25 с.

15. Гуцыкова С. В. Метод экспертных оценок: теория и практика / Институт психологии РАН. М. : Изд-во Ин-та психологии РАН, 2011. – 144 с.

16. Литвак Б. Г. Экспертные оценки и принятие решений. М. : Патент, 1996. – 271 с.

17. Орлов А. И. Организационно-экономическое моделирование : учебник : в 3 ч. Ч. 2 : Экспертные оценки. М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2011. – 486 с.

18. Данелян Т. Я. Формальные методы экспертных оценок / Экономика, статистика и информатика // Вестник УМО. 2015. № 1. С. 183–187.

19. Шихваргер Ю. Г. Метод проектов в профессиональной подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства в курсе «Менеджмент» : автореф. дис. … кан. пед. наук. Барнаул, 2007. – 18 с.

20. Бажутина Н. С. Методологические проблемы структурной организации смыслов : автореф. дис. … кан. филос. наук. Новосибирск, 2003. – 18 с.

21. Вербицкий А. А., Калашников В. Г. Понятие «Контекст» в категориаль-

 

ном строе психологической науки // Педагогика и психология образования. 2015. № 4. 90–99 с.

22. Липатова В. В., Литвинов А. В. Понятия эквивалентности и адекватности в преподавании перевода в высшей школе на современном этапе // Вестник Российского университета дружбы народов. 2011. № 4. С. 105–113. (Лингвистика).

23. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова [и др.]. М. : Педагогика, 1983. – 448 с.

24. Гуцыкова С. В. Методологические аспекты организации экспертизы в образовательной // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. № 31. С. 182–185.